Архив номеров НиТ

На страже мира и капитализма. Американские ракеты наземного базирования. Часть 7

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Запуск ракеты SM-65A «Атлас» А



Создание ракет «Тор» и «Юпитер» отнюдь не решало главной проблемы — как «достать» территорию вероятного противника (читай — СССР) с территории США. И хотя в первой половине 50-х гг. наиболее подходящими для этой цели считались крылатые ракеты, работы в области межконтинентальных баллистических ракет (МБР, английская аббревиатура ICBM — Inter-Continental Ballistic Missile) также велись. Ведущую роль в этой области играла фирма «Конвэр» (до 1954 г. официально именовавшаяся «Консолидейтед Вулти»), уже имевшая опыт создания баллистической ракеты по программе МХ-774, закрытой в 1947 г. Результаты пусков опытных образцов МХ-774 послужили основой для дальнейших теоретических исследований под руководством Карла Дж. Боссарта, проводимых «Конвэром» за счет фирмы. После испытания советской атомной бомбы и начала войны в Корее баллистические ракеты большой дальности вновь попали в сферу интересов американских военных, и в январе 1951 г. «Конвэр» получила контракт на разработку МБР по программе МХ-1593. В сентябре того же года будущей ракете присвоили наименование «Атлас».

SM-65 «Атлас»

Программа МХ-1593 дала мощнейший импульс развитию ракетной промышленности США — если к ее началу тематикой баллистических ракет на «Конвэре» занималась группа всего из десяти человек, то к 1960 г. «Конвэр Астронотикс» (ставшая к тому времени отделением концерна «Дженерал Дайнэмикс») насчитывала 12000 занятых! В программе производства «Атласов» задействовали 30 крупных субподрядчиков, 500 мелких и 5000 поставщиков из 32-х штатов США. Но все начиналось с маленькой группы Боссарта…
При разработке «Атласа» широко применялся опыт создания ракеты по программе МХ-774, в частности, концепция несущих баков, обеспечивавших жесткость обшивки ракеты благодаря наддуву. Правда, по мере расходования топлива давление в баках падало, но, поскольку ракета поднималась все выше и выше, уменьшалось и давление окружающего воздуха. Такое решение позволяло существенно увеличить дальность полета ракеты за счет снижения массы ее конструкции.

Проектирование «Атласа» находилось еще на самой начальной стадии, когда 1 ноября 1952 г. в США состоялось испытание первого термоядерного заряда. Опытный его образец вместе с необходимой арматурой весил 65 тонн — что исключало применение его в качестве головной части ракеты. Однако ученые обещали в дальнейшем существенно снизить массогабаритные характеристики водородных зарядов. В любом случае такой заряд был бы существенно тяжелее обычного ядерного, однако применение термоядерных боеприпасов сулило существенные преимущества: их мощность, исчисляемая мегатоннами (то есть, тысячами килотонн) позволяла поражать большие площадные цели или же защищенные объекты даже при относительно невысокой точности.

Перейти к полному тексту статьи