Архив номеров НиТ

Мал золотник, да дорог! Государственное предприятие «Харьковское агрегатное конструкторское бюро». Часть 2

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

К концу 80-х гг. отдел №25 завода ФЭД располагал хорошей производственной базой. На снимке бригада И.А. Васильева — 1985 год. Фото: ХАКБ


Самостоятельность

В первой части нашей статьи (см. НиТ № 4, 2013 г.) мы рассказали о том, как формировалось конструкторское направление деятельности на Харьковском машиностроительном заводе им. Ф.Э. Дзержинского, который широко известен под маркой ФЭД. Созданный для этого 25-й отдел предприятия показал свой творческий потенциал, и приказом Министра авиационной промышленности СССР А.С. Сысцова от 28 ноября 1989 года на его базе была создана самостоятельная организация — Харьковское агрегатное конструкторское бюро — ХАКБ.
Главным конструктором и ответственным руководителем предприятия стал В.К. Мокроуз, а для обеспечения выполнения возросшего объема заказов была введена должность главного инженера — первого заместителя главного конструктора, которым стал А.В. Ботыгин, до этого 14 лет возглавлявший конструкторское бюро рулевых приводов отдела № 25. Под руководством заместителя главного конструктора В.А. Оставшевского были созданы новые производственные участки — штамповки, термообработки, резинотехнических изделий и др., началась модернизация станочного парка, приобретение нового оборудования и вычислительной техники.

С 1990 года ХАКБ получило собственную бухгалтерию, а значительно усложнившиеся финансово-экономические расчеты с 1992 года стали выполняться на новой технике — персональных компьютерах. Следующим шагом стало повсеместное использование ПК в процессе проектирования деталей, узлов и агрегатов вновь создаваемого авиационного оборудования и в технологической подготовке их серийного производства.

Восьмидесятые годы были временем динамичного развития и предприятия, и всей авиационной промышленности СССР, когда были созданы зенитные ракетные комплексы С-300П и С-300ПМУ, боевые самолеты IV поколения МиГ-29, Ту-160, Як-141, транспортные и пассажирские самолеты Ан-74, Ан-124, Ан-225, вертолеты Ка-32, Ми-8МТ и многие другие, в которых были применены разработки ХАКБ. Среди наиболее интересных агрегатов был ряд автономных рулевых приводов АРП для модификации самолета
Як-42. Однако политические катаклизмы, постигшие нашу страну на рубеже 90-х годов, перекрыли путь и этой интересной разработке и создали немалые трудности для всех предприятий промышленности. Не обошли они и коллектив ХАКБ.

Перейти к полному тексту статьи