Архив номеров НиТ

Межконтинентальные газотурбинные. Первые межконтинентальные бомбардировщики с газотурбинными силовыми установками

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Опытный самолет Боинг YВ-52 S/N 49-231 стал первым в мире газотурбинным стратегическим бомбардировщиком



Когда в начале 1946 г. готовились испытания межконтинентального бомбардировщика Конвер В-36, лоббируемого лично министром обороны, то генералы Джордж Кеннеди из штаба стратегической авиации и глава Командования снабжения ВВС Натан Туайнинг заявили, что этот поршневой самолет уже устарел. Под их нажимом в июле того же года фирмам «Конвер», «Дуглас» и «Боинг» заказали проекты бомбардировщика с газотурбинными двигателями.

«Боинг» работу начал в апреле 1946 г. под руководством вице-президента фирмы по инжинирингу Вэллса, главного аэродинамика Шерера и ведущего конструктора Карлсена. Как и остальные конкурсанты, они сделали ставку на экономичные турбовинтовые двигатели Райт T35-W-1 «Тайфун» мощностью 5500 э.л.с. на взлете. Но Модель 462 с шестью такими ТВД на прямом крыле была слишком консервативной, и летом начали новый проект Модель 464. Одобренный вариант 464-29, кроме силовой установки с четырьмя форсированными до 8900 э.л.с. ТВД, отличался слегка скошенным назад крылом и кольцевыми воздухозаборниками ТВД вместо неудачных центральных. При взлетном весе 184480 кг радиус действия вышел лишь 6000 км, тем не менее 30 сентября 1947 г., через 12 дней после получения ВВС статуса самостоятельного вида вооруженных сил, фирма получила деньги на строительство натурного макета и двух самолетов с улучшенной аэродинамикой.

Летом 1948 г. был готов проект 464-35. Стреловидность крыла увеличили до 20° по 1/4 хорд, а у оперения — порядка 30° для сохранения устойчивости на околозвуковой скорости. Хотя радиус действия сократился на 325 км, заказчик согласился принять машину в таком виде, но фирма «Райт» никак не могла справиться с дефектами двигателя Т35.
«Боинг» предложил заменить ТВД турбореактивными двигателями XJ40-WE-12 тягой по 3400 кгс на взлете. Исходя из заданного разбега, поставили восемь таких ТРД в спаренных гондолах по типу В-47, но заказчиком J40-WE выступали ВМС США, и командованию ВВС такая замена не понравилась.

Тем временем осенью 1948 г. фиаско и с испытаниями Т35 на летающей лаборатории JB-17G, и с отработкой соосного воздушного винта стало очевидным, и 22 октября руководителей проекта вызвали в Дайтон, в штаб Командования снабжения ВВС. Там они получили хорошую взбучку за срыв сроков, но начальник управления разработки бомбардировщиков полковник Уорден сообщил о создании фирмой «Пратт-Уитни» двухвального ТРД J57-P с независимо вращающимися каскадами компрессор-турбина низкого и высокого давления. Это оптимизировало параметры потока во всем газо-воздушном тракте и снизило удельный расход топлива сразу на 20% — до 0,8 кг топлива на кгс тяги в час.

Перейти к полному тексту статьи