Архив номеров НиТ

На страже мира и капитализма. Американские ракеты наземного базирования. Часть 8. Титан.

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 



В начале 1954 г. командование ВВС США, будучи отнюдь не склонным «складывать все яйца в одну корзину», приняло решение о разработке альтернативных элементов межконтинентальной баллистической ракеты (системы наведения, двигателей, отделяемой боевой части и пр.) на случай возможных проблем с «Атласом». Поначалу речь не шла о проектировании совершенно новой ракеты — лишь отдельных ключевых систем, которые можно было бы установить на «Атлас» в случае проблем с «родными» системами. Однако среди американских специалистов нашлось достаточно много скептиков, сомневавшихся в рациональности самой конструкции «Атласа», жесткость корпуса которого обеспечивалась только давлением топлива в баках. Такое решение грозило разрушением ракеты даже при малейшем повреждении обшивки. Поэтому 27 октября 1955 г. было принято решение о разработке с использованием альтернативных систем новой МБР — конкурента для «Атласа». Контракт получила компания «Мартин» (позже «Мартин-Мариетта», сейчас являющаяся частью концерна «Локхид-Мартин»; впрочем, и разработчик «Атласа» «Конвэр», позже поглощенный концерном «Дженерал Дайнэмикс», в настоящее время входит в «Локхид-Мартин»!).

Первый этап

Новая ракета получила обозначение SM-68 «Титан». Накопленный к тому времени специалистами «Мартина» опыт позволил сразу же сделать выбор в пользу нормальной двухступенчатой схемы с последовательным расположением ступеней (одна над другой). Ракета проектировалась как жидкостная с использованием керосина в качестве топлива и жидкого кислорода — как окислителя.
При создании корпуса «Титана» применялись самые передовые для того времени технологии. Топливные баки обеих ступеней имели несущую конструкцию и сваривались из панелей, изготовленных из специального высокопрочного алюминиевого сплава с примесью меди. Для производства панелей использовалось уникальное формовочное оборудование и прессы. Полученные заготовки подвергались химическому фрезерованию. Сборка баков производилась при помощи электродуговой сварки вольфрамовым электродом в инертном газе.

Компоновка силовой установки «Титана» была очень простой даже по сравнению с «Атласом» — не говоря уж о королевской Р-7. На первой ступени устанавливался один ЖРД LR87-AJ-1. Он представлял собой двухкамерный ракетный двигатель, причем каждая из камер имела свою автономную систему подачи компонентов топлива с турбонасосными агрегатами. Камеры сгорания монтировались на специальной стальной раме и могли отклоняться на угол до 5° для управления ракетой по тангажу и рысканию (управление по крену на участке работы первой ступени не производилось). Выключение двигателя первой ступени осуществлялось по сигналу специального датчика, регистрировавшего падение давления в камерах сгорания, после чего системой управления вырабатывалась команда на включение силовой установки второй ступени. Разделение ступеней производилось по т.н. «холодной» схеме, т.е. при неработающей двигательной установке 2-й ступени. 2-я ступень уводилась от первой на расстояние до 4,5 м с помощью двух твердотопливных двигателей малой тяги.

Перейти к полному тексту статьи