Архив номеров НиТ

«Студебекер». Часть 1

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Братья Студебекеры



Победили бы без него? Конечно. Но было бы гораздо тяжелее. Эта машина спасала и помогала бить врага, ее любили и уважали. Для военного и послевоенного поколения «Студебекер» стал символом победы и восстановления страны — и даже элементом фольклора. Благодаря шоферу Копытину из легендарного «Место встречи изменить нельзя», о том, что «у “студера” мотор втрое», знали все...

О существовании такой марки, как «Студебекер», советские люди узнали еще до того, как сотни тысяч этих грузовиков оказались в СССР в годы Великой Отечественной войны. Правда, в 1920–1930-е годы к нам «прорывались» единичные экземпляры, а популярности марки в Союзе поспособствовали Ильф и Петров. Ответ Остапа Бендера назойливому шоферу-любителю: «Кто такой Студебекер? Это ваш родственник Студебекер? Папа ваш Студебекер? Чего вы прилипли к человеку?» — стал одной из самых «классических» цитат из «Золотого теленка».
С уважением относились к «Студебекеру» и на родине. Еще бы — немногие фирмы в Америке могут похвастаться «родословной», ведущей свое начало с 1736 года. Именно в том году трое братьев Штаунденбеккеров — Питер, Клемент и Генри — на корабле «Харле» отплыли из Роттердама и 1 сентября того же года прибыли в Филадельфию. Братья, долгие годы занимавшиеся кузнечным и оружейным делом, на новой родине не бедствовали и дело свое развивали основательно, среди прочего делая запчасти для фургонов переселенцев на Дикий Запад. В 1798 году Питер и Питер-младший Студебекеры — сын и внук Клемента Студебекера — были зарегистрированы как плательщики налогов в Йорк-Каунти и записаны как «кузнецы и плотники».
Спустя полвека, в феврале 1852 года, их потомки — Генри и Клемент Студебекеры — в городе Саут Бэнд, штат Индиана, открыли кузнечную мастерскую под названием «H&C Studebaker». За три года до этого в Калифорнии началась «золотая лихорадка», тысячи искателей счастья отправлялись на юг в поисках легких денег. Неудивительно, что в ту пору на рынке пользовались огромным спросом фермерские и грузовые фургоны, производством которых и запчастей к ним и занялась вновь образованная фирма.

Перейти к полному тексту статьи