Архив номеров НиТ

Я тучи разведу руками… история применения метеосамолетов в СССР/СНГ. Новые времена

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Система УВ-26М на Ил-18.
Фото «Агентство атмосферных технологий»



Методика создания благоприятных погодных условий была окончательно сформирована в 1990 году, впервые масштабно применена 9 мая 1995 года во время празднования 50-летия Победы. С тех пор традиционно в Москве дождевые облака «разгоняют», как минимум, три раза в году: на День Победы, День России и День города.

В 1999 году в РФ была создана автономная некоммерческая организация «Агентство атмосферных технологий», которая на практике реализует разработанные Росгидрометом технологии активных воздействий (АВ) на гидрометеорологические процессы, как в процессе производственных, так и опытных работ. И эти работы не из дешевых: ориентировочная цена «разгона облаков» за все три праздника над Москвой в 2010 году составила 45 млн.руб., в 2011 году на эти цели было выделено 150 млн.руб., а в 2012 — уже 192 млн.руб.

В 2000-08 гг. работы по активным воздействиям на облачные системы, искусственному вызыванию осадков с целью тушения лесных пожаров также велись и Главной геофизической обсерваторией им. А.И.Воейкова (Санкт-Петербург). Метеозащита городов осуществлялась в следующих случаях:

— празднование 300-летия Санкт-Петербурга (30-31 мая 2003 г.);
— торжественные мероприятия в Ташкенте (2002-03 гг.);
— празднование 1000-летнего юбилея Казани (30 августа 2005 г.);
— праздник «Алые Паруса» в Санкт-Петербурге (23-24 июня 2006 г.);
— встреча глав государств «Большой восьмерки» (15-17 июля 2006 г.).

При этом создается оперативный штаб по управлению воздушными судами, осуществляющими активное воздействие, утверждается Временная инструкция по организации и выполнению полетов. Также составляются программа проведения активных воздействий (АВ) и график выполнения полетов. Постоянно поддерживается связь со специально выделенными самолетами и Гидрометцентром России и его региональными подразделениями. Как показал опыт проведения АВ, не всегда полученные на подготовительном этапе данные об облачности совпадают в день выполнения полетов с фактическими. Это требует подготовки к воздействию на разнообразные типы облачности. При этом основными методами АВ на облачность являются:

— создание «тени» осадков на защищаемом объекте;
— предотвращение осадков путем перезасева;
— разрушение и изменение направления перемещения кучево-дождевых облаков.

Перейти к полному тексту статьи