Архив номеров НиТ

Су-35: вперед в будущее

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

При внешней схожести с «обычным» Су-27, истребитель Су-35 — это новая машина с новыми возможностями. Фото: АООТ «Сухой»



События «лихих девяностых» оставили множество проблем в обществе, экономике и армии России. Крупнейшие некогда вооруженные силы были сильно сокращены, при этом канул в небытие такой важнейший их компонент, как истребительно-бомбардировочная авиация.
Этот термин в контексте советской концепции применения ВВС был не совсем корректным, т.к. наши истребители-бомбардировщики Су-7, Су-17 и МиГ-23Б/МиГ-27 не могли вести активный наступательный воздушный бой. В таком же ключе делали истребители-бомбардировщики французы и англичане, но Америка традиционно строила действительно многоцелевые самолеты — тяжелые, оснащенные и вооруженные «на все случаи жизни».

Действия истребителей-бомбардировщиков F-4 «Фантом» в войнах во Вьетнаме и на Ближнем Востоке произвели сильное впечатление на наших военных, хотя те и уступали МиГ-21 и даже МиГ-17 в воздушном бою. Американцы пытались учесть это при проектировании F-15 и F-16, но они все равно не смогли превзойти МиГ-29 и Су-27, а новые локальные войны потребовали наращивания возможностей поражения наземных целей управляемым оружием. Морской же F/A-18 изначально предназначался для поражения на малых и средних дальностях как воздушных, так и морских, и наземных целей.

В конце 80-х гг. командование ВВС СССР передало функции непосредственной поддержки войск возрождавшейся штурмовой авиации, при этом отказалось от разработки однодвигательного истребителя-бомбардировщика Су-37 — и заменить снимаемые с вооружения МиГ-27 и Су-17 стало нечем. Ошибочность этого решения показала Первая чеченская война 1994-1995 гг., но дело уже было сделано. «Младореформаторы» Чубайса-Гайдара успели пустить под нож самолеты, «разогнать» полки ИБА, порушить инфраструктуру ремонта этого класса авиации и даже добрались до ОКБ и научных институтов Министерства авиапромышленности (МАП) и ВВС, где также были расформированы соответствующие подразделения. Лучше бы они столь же оперативно улучшали работу социальной сферы…

После Первой чеченской ОКБ МиГ пыталось восстановить эксплуатацию МиГ-27К, но в середине 90-х это было уже нереально. Лишь много позже, когда, расставшись со многими иллюзиями, Россия стала уже другой, наконец пришло время восполнить образовавшийся пробел в структуре ВВС. И базой для этого стал истребитель Су-27.

Любителям военной авиации и просто любителям острых ощущений - полет в подарок на легендарном истребителе МиГ-29 от компании "Страна Туризма".

Перейти к полному тексту статьи