Архив номеров НиТ

Бронепоезда Вооруженных сил юга России (ВСЮР). Часть 2

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Легкая 87-мм (3,42 дюйма) полевая пушка обр. 1877/1895 гг. Двумя такими орудиями был вооружен бронепоезд «Витязь», ранее входивший в состав вооруженных сил
Грузинской Демократической Республики



В первой половине октября, одновременно с наступлением РККА на Ставрополь, части Добровольческой армии начали наступление на Армавир. В этой боевой операции, на линии Ставрополь — Армавир, активную поддержку атакующей пехоте осуществляли бронепоезда: «1-й Бронированный», «Легкий №2» и «Единая Россия».
На линии Кавказская — Ставрополь действовал бепо добровольцев «Вперед за Родину», который, поступив в распоряжение командира 2-й пехотной дивизии генерала Боровского, принимал активное участие в боях до 17 (30) ноября, когда, возвращаясь, как обычно, в Ставрополь для снабжения водой и топливом, бронепоезд, сойдя с рельс, потерпел крушение и сильно повредил свою материальную часть. Причиной аварии бепо «Вперед за Родину» была карьерная стрелка, кем-то переведенная в поле. После этого происшествия бронепоезд уже не сможет принимать участия в боях и будет отправлен для ремонта на станцию Тихорецкая.

В конце октября на линию Кавказская — Ставрополь после ремонта вышел бронепоезд «Офицер», имевший на тот момент в своем составе две пулеметные бронеплощадки и десантный вагон. Командовать «Офицером» был назначен полковник Ионин. 29 октября бронепоезд прикрывал отход белых частей во время внезапного прорыва фронта красными.
В последний день октября, в результате предпринятой под Ставрополем контратаки большевиков, «Офицер» попал под залповый огонь красной пехоты. Пуля пробила паропроводную трубу, и давление пара в паровозе резко упало. Бепо едва успел отойти, когда пехота красных уже занимала станцию Пелагиада.
В последние дни октября, не без помощи бронепоездов «1-й Бронированный» и «Единая Россия», добровольцы продвигались вдоль главной линии Владикавказской железной дороги от Армавира на Невинномысскую.

27 октября «1-й Бронированный» попал в западню. Бронепоезд двигался к станции Невинномысская по правому пути, в то время как левый путь был занят брошенными поездами большевиков. «Путь шел под уклон и постепенно закруглялся влево, так что видимость перед бронепоездом была ограничена. В 3 верстах от станции Невинномысская «1-й Бронированный» поезд внезапно наскочил на шпалы, положенные поперек пути. Контрольная платформа, пулеметная и одна орудийная бронеплощадки потерпели крушение. Бронепаровоз был поврежден. При крушении были убиты поручик Калмыков и два казака и ранены два офицера. При виде крушения бронепоезда и встретив огонь красных от станции Невинномысская, наша конница стала отходить. Для обороны бронепоезда были выставлены извлеченные из-под обломков пулеметы. Под их прикрытием удалось спасти раненых и более ценное имущество: орудие с бронеплощадки, пулеметы, боевые припасы и т.д. По окончании этой работы вспомогательный поезд отвез поврежденный бронепаровоз и одну орудийную площадку «1-го Бронированного» поезда в Армавир.»[1]

Перейти к полному тексту статьи