Архив номеров НиТ

Колеса должны крутиться на победу. Часть 2

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Попытка сорвать ото льда поворотный круг, Минск, 1942 г.



Но были, конечно, у немцев и более приятные новости.
При планировании военных операций особо привлекательным казался крупнейший железнодорожный узел СССР — станция Москва. Его захват позволял основательно повредить движение советских железнодорожных составов вдоль и поперек на еще незанятой территории страны.
В первые же дни войны немцы у границ Советского Союза встретили среди кадровых защитников и советских железнодорожников. Дело в том, что почти весь состав частей-формирователей железнодорожных полотен выполнял реконструкцию и строительство железных дорог у наших новых западных границ, и часть личного состава и железнодорожной спецтехники после отхода войск оказалась в лапах врага. В результате сроки приведения советских железнодорожных войск в боевую готовность были сорваны.

В Латвии в качестве трофеев немцам досталось аж 300 вагонов и 187 паровозов, из последних 91 — под широкую русскую колею, и 74 локомотива европейского изготовления были возвращены обратно под узкую колею (переделка паровозов на другую колею производится перепрессовкой и перестановкой центров колесных пар с одной стороны оси на другую либо заменой осей другой длины, а также сдвигом бандажей на центрах, при этом выполняются необходимые изменения движущего и парораспределительного механизмов). В Литве на станции Палемонас, на базе местного депо и ремонтных мастерских, легко был организован крупный пункт ремонта подвижного состава.
Трофейный подвижной состав даже передавался союзникам. Например, в качестве дружеской помощи с октября 1941 г. по ноябрь 1943 г. 237 трофейных локомотивов были переданы в Финляндию. Большая часть этих локомотивов были советского изготовления, но передавались и прибалтийские паровозы. Не чурались немцы использовать подвижной состав и завоеванных западных стран. В основном это были паровозы и вагоны от польских железных дорог.
Определенное удовлетворение доставили большие поворотные круги и огромные сортировочные станции — там маневровые локомотивы могли легко рассредоточивать составы от налетов советской авиации.