Архив номеров НиТ

90 лет со дня рождения советского планеризма

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 



В Крыму, неподалеку от Коктебеля, есть геологическое образование, которое татары с давних времен называли Узун-Сырт, что значит «длинная спина». Название и впрямь подходящее для выгнутого плато, возвышающегося над долиной на 80 — 130 м, шириной 300 — 600 м и протянувшегося на 7 км в длину. Но сейчас это место больше известно как гора Клементьева, а люди, так или иначе связанные с авиацией, в особенности сверхлегкой, называют его просто Гора. Если собеседник относится к тому же кругу, он сразу понимает, о какой именно Горе идет речь.

Гора расположена на границе степной зоны Крыма. Южные и северные ветры дуют здесь перпендикулярно склонам и, встретив на своем пути преграду, обтекают ее, образуя восходящие потоки. По своим аэродинамическим свойствам это место не имеет аналогов в Европе.

С 1923 г. на горе Узун-Сырт проводились всесоюзные планерные испытания (ВПИ) и была основана Высшая летно-планерная школа (ВЛПШ). Первые испытательные полеты состоялись 1 ноября 1923 г. — и этот день считается Днем рождения советского планеризма.

В 1923-1935 гг. было проведено 11 слетов, во время которых не только устанавливались спортивные рекорды, но и велись исследования вертикальных течений воздуха, испытывались приборы для нахождения восходящих потоков, проводились летные испытания планеров на сваливание, измерения аэродинамического качества, проверялись новые конструкции планеров, определялись их нормы прочности, испытывалась радиоаппаратура. В 1924 г. Узун-Сырт был переименован в гору Клементьева, в честь разбившегося во время Второго слета планериста. Здесь летали Антонов, Арцеулов, Яковлев, Ильюшин, Туполев, Проскура, Королев и многие другие.
Прекращение слетов в 1935 г. связывали с завершением периода динамического парения в планеризме и началом периода равнинного планеризма, где на первый план выходили полеты на дальность. Однако это не означало конца истории Горы как центра сверхлегкой авиации. В 70-е годы это уникальное место облюбовали дельта- и парапланеристы. В 1977 г. здесь была создана Научно-исследовательская планерная база ЦАГИ, в 1992 г. реорганизованная в Центр планерного спорта «Коктебель». В 2009 г. Гору чуть было не поделили на участки и не распродали по 1,5 тысячи долларов за сотку. Пилоты не дали, организовали массовые пикеты и добились особого статуса для колыбели советской авиации.

В этом году Гора как центр планеризма отмечает свой 90-й юбилей. Строго говоря, день рождения у нее в ноябре, но отмечать решили в начале сентября, пока тепло и солнце светит. Празднование прошло на высоком уровне. В митинге участвовали такие известные в авиации люди, как генеральный конструктор КБ Антонова Дмитрий Кива и директор завода Моторсич Вячеслав Богуслаев, президент ФАС Украины, Герой Украины Александр Галуненко и президент ФАС России, вице президент ФАИ Владимир Иванов, пилоты-испытатели, Герои Советского Союза Юрий Курлин и Валерий Мигунов, президент федерации планерного спорта России Сергей Рябчинский, вице президент федерации планерного спорта России Евгений Чарский.

На юбилей прилетели: 4 Аэропракта из Наливайковки — 2 А-22, А-30 и А-36, К-10 оттуда же, мотодельтаплан Аэрос и Скайренжер с Бышева (оба без посадки!), 4-х местный Зодиак с Бузовой, Вирус с Девичек, Соката и Як-18Т с Харькова, вертолет Ми-8 с Кировского. Были доставлены по земле 2 мотодельтаплана, автожир и пилотажный планер Свифт из Москвы.
Несмотря на перенос празднования Дня рождения планеризма почти на два месяца ближе к лету, погода была так себе, но праздник все равно удался на славу и почти все полеты состоялись, а работу тех планеристов и парашютистов, выступление которых все же пришлось отменить в день празднования, многие счастливчики увидели накануне во время тренировочных полетов.