Архив номеров НиТ

Интегральные зарубежные тракторы

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Для повышения эффективности машинно-тракторных агрегатов и улучшения приспособленности их к агрегатированию с сельскохозяйственными машинами и орудиями зарубежные фирмы, начиная с 1970-х-1980-х годов, создали сельскохозяйственные колесные тракторы новых (нетрадиционных) компоновочных схем, так называемые интегральные тракторы.

У этих машин в отличие, например, от ближайших к ним по конструкции широко известных полноприводных колесных тракторов традиционной (классической) схемы (типов ЛТЗ-55А и МТЗ-82А) иное размещение узлов и агрегатов, позволяющее расширить возможности их агрегатирования и обеспечить функциональное объединение с машинами-орудиями.

Это достигнуто благодаря:

- применению одинаковых ведущих передних и задних колес;

- расположению кабины в средней части ближе к центру тяжести трактора с образованием сзади и спереди нее свободных площадей для установки технологического оборудования и емкостей;

- оборудованию задним и передним валами отбора мощности (ВОМ), навесными устройствами, гидроприводами и реверсом всех передач.

При этом интегральным тракторам, кроме традиционных тяговых и тягово-энергетических функций, свойственны более высокие, чем у обычных тракторов, транспортные качества.

Основной производитель интегральных тракторов — фирма «JCB» (Великобритания), выпускает модельный ряд из шести тракторов серии «Fastrac» мощностью 128, 139, 147, 158, 167 и 185 л.с.

Реклама: Скачать прайс на кабель, Моющие средства кирби, замеры сопротивления изоляции

Кроме того, тракторы аналогичной схемы выпускаются также двумя немецкими фирмами:

- 4 модели серий «Systra» и «Тгас» фирмой «Doppstadt» мощностью 70, 10, 170 и 204 л.с.;

- 3 модели серии «Xylon» фирмой «Fendt» мощностью 110, 125 и 147л.с. Специфические отличия тракторов этой фирмы — передние колеса несколько меньшего размера и наличие свободного пространства для обзора в их зоне. Благодаря отмеченным особенностям конструкции у тракторов фирмы «Fendt» обеспечена большая (на 12-14%) величина массы, приходящая на заднюю ось, чем у тракторов остальных фирм, у которых масса распределяется примерно поровну между передней и задней осями.
[restrict:roles=reader,Admin]
Интегральные тракторы относятся в основном к тяговым классам 2 и 3. Их размерные показатели находятся в относительно узком диапазоне: величина межколесной базы изменяется в пределах 2780...3170 мм, а дорожного просвета - 468...640 мм. Как правило, колею передних и задних колес можно регулировать в диапазоне от 1550 до 2300 мм, что охватывает все имеющиеся в полеводстве междурядья, а также позволяет работать трактору по пахоте при движении колес в борозде. Колеса этих тракторов «обуты» в широкие шины с радиальным расположением нитей корда. Их радиус поворота находится в пределах 5...7,5 м.

Габаритные размеры трактора составляют: длина 4660...5420 мм, ширина 2280... 2530, высота 2850...3150 мм.

Все тракторы этой схемы фирмы оснащают рядными 6-цилиндровыми дизелями. Относительно небольшая ширина их улучшает обзорность фронта работ с рабочего места. Дизели с жидкостным охлаждением, имеют электрозапуск, турбонаддув для них является типичным и применяется на многих моделях. На большей части из них он оборудуется еще и промежуточным охлаждением. Как правило, все дизели — высокооборотные (их форсирование по номинальной частоте вращения составляет 2200-2400 об/мин) с высоким (до 27-34%) запасом крутящего момента для преодоления возникающих перегрузок тракторов без переключения передач.

По показателям дымности и токсичности выхлопных газов все дизели соответствуют Международным требованиям Директив EEC. У них улучшены отработка рабочего процесса и характеристики топливной аппаратуры в части обеспечения экологических показателей.

Все основные узлы и агрегаты интегральных тракторов смонтированы на жесткой сварной раме в виде соединенных между собой продольных и поперечных балок. Передний и задний мосты на раме подрессорены вертикальными пружинами с гидравлическими амортизаторами, что повышает плавность их движения при работе и в поле и в режиме транспортного средства.

Сцепление тракторов этой схемы — традиционно сухое дисковое (фирма «JCB»), либо более надежное в работе мокрое многодисковое (фирма «Doppstadt»), оснащенное гидроуправлением. Фирма «Fendt» применяет сцепления в виде гидромуфт, которые, в отличие от упомянутых типов сцеплений, в процессе эксплуатации практически не изнашиваются благодаря гидравлической связи между дизелем и трансмиссией.

Все интегральные тракторы оснащают синхронизированными реверсируемыми коробками передач, которые оборудованы ходоуменьшителями. По заказу тракторы фирмы «Doppstadt» могут иметь различное число передач. А тракторы у фирмы «Fendt» имеют гидромеханическую реверсивную трансмиссию, в которой 6 передач с синхронизированным включением и 4 ступени с переключением под нагрузкой.

Как правило, интегральные тракторы за рубежом широко используют при работах с прицепами, поэтому их максимальная скорость в штатном исполнении увеличена и составляет у большинства моделей 50 км/ч.

На всех тракторах устанавливают гидрообъемное рулевое управление для облегчения поворота передних управляемых колес при маневрах, причем тракторы фирм «JCB» и «Doppstadt» по заказу могут оснащаться еще и гидрообъемным управлением задними колесами, что обеспечивает дополнительное уменьшение радиуса поворота трактора.

Тормоза задних колес — дисковые сухие (тракторы фирмы «JCB») либо работающие в масляной ванне (тракторы фирм «Doppstadt» и «Fendt») и снабженные гидроуправлением, причем одновременно с торможением задних колес предусмотрено также торможение передних.

Задние мосты тракторов оснащены электрогидравлической (кнопочной) блокировкой, такую же блокировку имеют и передние мосты тракторов фирм «JCB» и «Doppstadt». Включение приводов передних мостов осуществляется автоматически на всех тракторах.

Все фирмы свои тракторы выпускают с комфортными кабинами и с вмонтированными в них защитными каркасами. Эти кабины снижают внешние уровни шума до величин, не превышающих 73.. .78 дб (А), а также вибрации благодаря установке их на раме тракторов при помощи специальных виброизоляторов. Сиденья кабин по заказу устанавливают на пневматических подвесках. Микроклимат обеспечивается эффективными системами вентиляции и отопления или кондиционирования. Тракторы фирм «JCB» и «Doppstadt» комплектуются кондиционерами штатно. Кроме того, фирмы «JCB» и «Fendt» в кабинах устанавливают дополнительное сиденье для пассажира. Чтобы удобнее было работать во время движения задним ходом, сиденья в кабинах тракторов фирмы «Doppstadt» можно разворачивать на 180°.

Особенностью всех интегральных тракторов является то, что для улучшения обзора фронта работ, в том числе в междурядьях пропашных культур, верхние части их капотов выполнены с наклоном вперед.

Органы управления основными системами тракторов органично вписаны в интерьер кабин и удобно размещены. Все фирмы предусматривают контроль технического состояния узлов, агрегатов и режимов их работы, причем предусмотрена кнопочная корректировка правильности этих режимов, которая выведена на панель приборов.

Фирмы-изготовители комплектуют тракторы задними и по заказу передними навесными устройствами. Регулирование их в процессе работы осуществляется электрогидравлическим силовым, позиционным, или смешанным способами на базе бортовых компьютеров, но только применительно к задним навесным устройствам. Их максимальная грузоподъемность с гидроцилиндрами двойного действия — 7300...9000 кг. Для этого максимальное давление в гидросистемах доведено до 19...21 МПа. Грузоподъемность передних навесных устройств в 1,5-2 раза меньше (3200...4500 кг). Присоединение гидросистем тракторов к агрегатируемым машинам-орудиям осуществляется через три-четыре гидравлических вывода.

Оснащение тракторов задними навесными устройствами сочетается с оборудованием их, как правило, двухскоростными (540 и 1000 об/мин) независимыми ВОМ с электрогидравлическим включением. Число скоростных режимов работы задних ВОМ тракторов фирмы «Fendt» увеличены до четырех (540, 750, 1000 и 1400 мин-1), что позволяет повысить экономичность работы двигателей, если валы ВОМ недогружены. Передние ВОМ устанавливают преимущественно по заказу и выполняют односкоростными (1000 об/мин), а на тракторах фирмы «JCB» — двухскоростными (540 и 1000 об/мин).

На всех тракторах штатно устанавлен пневмопривод торможения прицепов. Это повышает эффективность их использования, особенно в режимах транспортных работ, объемы которых постоянно возрастают.

В Украине аналогичные тракторы тягового класса 3 серии 160 мощностью 145,160,180 л.с производит Харьковский тракторный завод (ХТЗ-121/16131/16331) с возможностью поставок в том числе и на российский рынок. Эти тракторы имеют приемлемые для потребителей агротехнические и эксплуатационные показатели, отличаются высокой универсальностью. Тракторы обеспечивают внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий возделывания и уборки, в первую очередь пропашных культур и овощей с высокой производительностью (в 2-2,5 раза выше по сравнению с машинно-тракторными агрегатами на базе тракторов МТЗ-82).



Ключевые слова: