Архив номеров НиТ

Реквием бездны. К 90-летию отечественной гидронавтики. С чего все начиналось

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Скафандр Лесбриджа



Многие изобретатели пытались защитить водолаза от агрессивной внешней среды, оградить его от гидростатического давления, неограниченно увеличив глубину погружения. Впервые это удалось англичанину Лесбриджу. 285 лет назад он построил машину «для спасания вещей, погибших в море». Это был первый в мире «жесткий» скафандр, рассчитанный на атмосферное давление внутри. По его заказу бондарь изготовил бочку с двумя отверстиями для рук и одного для стекла — иллюминатора. Когда руки продевались в дыры и герметизировались манжетами, надевалась головная часть, привинчивающаяся к бочке винтами.

Лесбридж, «лежа в машине, все время на груди и возвращаясь на поверхность только за получением свежего воздуха, накачиваемого при помощи мехов, оставался потом под водой до 34 минут на глубинах до 20-24 метров».
За три года использования своей машины Лесбридж произвел несколько сот спусков, «осматривая затонувшие суда и спасая с них ценные вещи».
Много лет спустя известный водолаз Роберт Стенюи создал копию скафандра Лесбриджа и успешно опускался на небольшие глубины.

«Машина Лесбриджа» стала прототипом всех устройств для водолаза, имеющих прочный корпус. С 1882 года братья Корманьоль, итальянец Рестуччи, американец Ливитт и, наконец, Нефельд и Кунке создали множество неуклюжих и неудобных конструкций.

В 1911 году американец Ганс Гартман решил, что для выполнения поиска и осмотра под водой водолазу не нужны неуклюжие стальные руки и ноги, и создал первый в мире аппарат, который назвал «гидростат» — стальной клепаный цилиндр с иллюминаторами и люком с прочной крышкой. Как и всякий гидростат, он опускался под воду на прочном стальном канате, имел замкнутую систему обеспечения и светильники на аккумуляторах. Впоследствии гидростаты снабдили кабельтросом для передачи энергии и связи. Балластная цистерна и отделяющийся груз обеспечили гидростату возможность самостоятельно всплыть при запутывании кабель-троса.
Близ Монако Гартман погрузился на глубину 640 метров, открыв эру привязных аппаратов. Подобная глубина в то время никем достигнута не была.