Архив номеров НиТ

Их время еще не пришло... Тяжелые сверхзвуковые стратегичские бомбардировщики I поколения

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

мотровая модель одного из вариантов компоновки М-50



В начале пятидесятых годов казалось, что задача создания сверхзвукового стратегического бомбардировщика будет вот-вот решена, хватило бы денег. Действительно, не поскупившись на науку, лабораторные и летные эксперименты, примерно за 10 лет удалось создать серийные образцы сверхзвуковых истребителей. Опираясь на эти успехи, в Советском Союзе и в Соединенных Штатах Америки практически одновременно приступили к проектированию сверхзвуковых бомбардировщиков и средней, и большой дальности. Первые, о которых мы рассказали в 94-м выпуске Авиакаталога, к началу 60-х гг. пошли в строевые части, а за ними там ждали появления и их межконтинентальных «младших братьев».

Владимир Михайлович Мясищев начал прорабатывать такие машины буквально сразу после организации опытного конструкторского бюро №23 под его началом, параллельно с первым эскизным проектом дозвукового «25» (М-4, «НиТ» №8 за 2013 г.). Он ориентировался на вес 100 т, достичь которого планировал за счет ограничения бомбовой нагрузки до 5 т (только ядерный вариант), сокращения экипажа и продолжительности полета. Но важнейшим условием успеха было снижение удельного расхода топлива на форсаже с 2,0...2,2 до 1,7...1,75 кг/кгс*ч — тогда стало бы выгодно совершать не сверхзвуковой рывок у цели, а весь полет выполнять на скорости более 1500 км/ч.
Увеличение стреловидности и уменьшение удлинения крыла, рост удлинения фюзеляжа и уменьшение сужения его оконечностей позволили истребителям при сравнительно небольшом росте тяги двигателей выйти к середине 50-х гг. на скорости 1300...1500 км/ч без форсажа и 2000...2450 км/ч на форсаже. Но такой подход вел к снижению дальности и погубил проекты «30» и «31». Увеличение же веса за счет топлива до 180 т не позволило достичь заданного числа Маха ни машине «31» со стреловидным крылом, ни «32» с треугольным малого удлинения.