Архив номеров НиТ

По воде, аки по суху. Танки с системой «Duplex Drive»

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Опытный образец Tetrarch DD. Вид сзади



В межвоенный период многие страны, имевшие танковую промышленность, пришли к выводу о необходимости создания плавающих танков. К началу Второй мировой войны сформировались две основные принципиальные схемы подобных машин. Первая заключалась в создании специальных машин с водоизмещающими корпусами (например, советские Т-37, Т-38 и Т-40), вторая — в оснащении обычных линейных танков специальным оборудованием, позволявшим форсировать водные преграды (понтоны, подвесные лодочные моторы и т.д.).

Преимущество последней схемы заключалось в том, что, сбросив понтоны, в бой вступал стандартный танк с соответствующим набором боевых характеристик. Однако были и весьма существенные недостатки. Понтоны были очень громоздкими, транспортировать их и устанавливать на танк было весьма непростой задачей. На местности своими немалыми габаритами они заметно ухудшали маневренность и проходимость танка. А крепить их на машину непосредственно перед заходом в воду при форсировании водных рубежей, скорее всего, пришлось бы под огнем противника. Кроме того, подобные системы занимали очень много места на борту десантного корабля, существенно уменьшая количество принимаемых на борт танков.

Специально созданные плавающие танки обладали намного лучшей подвижностью на местности. Однако само понятие водоизмещающего корпуса исключало возможность установки серьезного бронирования и вооружения. То есть фактически боевые характеристики приносились в жертву плавучести. Кроме того, большинство из них имели очень низкий надводный борт, что позволяло плавать лишь в абсолютно тихую погоду. Таким образом, обе схемы имели свои серьезные недостатки, ограничивавшие их применение в боевых условиях.