Архив номеров НиТ

Ядерный монстр А-3 «Skywarrior». Часть 2

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Модель L-187-2 имела две спарки по два ТРД XJ-40 на пилонах под стреловидным крылом


Отбор претендентов

Военно-морской флот США направил запрос на техническое предложение нового самолета (Request For Proposal, сокращенно RFP) четырнадцати фирмам, свои предложения представили восемь. Остальные от участия в тендере отказались по причине загруженности другими заказами и/или неуверенности в возможности удовлетворить требования ВМС.
К установленному сроку 22 ноября 1948 г. успела только фирма «Дуглас», которая представила два отдельных проекта. 19 ноября 1948 г. завод этой фирмы в г. Эль-Сегундо предложил модель 593, а завод в г. Санта-Моника — модель 1181. По мнению руководства, это должно было повысить вероятность победы в конкурсе, но был и риск оказаться аутсайдером с обеими машинам.
Оставшиеся претенденты представили свои проекты с опозданием, только к 3 декабря 1948 г. «Локхид» и «Норт Америкэн» к участию в тендере допущены не были, т.к. представили конструкции, не соответствующие требованиям OS-111.

Фирма «Локхид» исследовала как минимум 8 базовых конструкций, начиная от L-187-1 и кончая L-187-8, среди которых были и достаточно нестандартные. Она не успела завершить все работы и на конкурс представила только два проекта, отличающихся силовой установкой. Модель L-187-2 имела две спарки ТРД XJ-40 на пилонах под стреловидным крылом, а L-187-7 — два турбовинтовых двигателя XT-44-A с высокоэффективными соосными шестилопастными винтами фирмы «Кертисс». Это был единственный проект с ТВД на этом конкурсе, и он оказался неудачным — его боевой радиус и максимальная скорость были неудовлетворительными. Обещание доделать проект L-187-8 с перспективными турбореактивными двигателями TJ-6 принято во внимание не было, так как для этого у фирмы уже не оставалось времени.

Проект НортАмерикэн RD-4554 являлся эволюцией «Сэвиджа» с двумя ТРД TJ-6 в корне стреловидного крыла. Интересной особенностью было сочленение объемного фюзеляжа, крыла и мотогондол, в которые убирались основные шасси. Такое решение напоминало зачатки интегральной компоновки, но в данном случае уменьшало лобовое сопротивление. В документах, представленных в Бюро 19 ноября 1948 г., указывалось, что анализ различных аэродинамических схем, включая схему со стреловидным крылом и крылом обратной стреловидности, показал, что создать конструкцию, удовлетворяющую требованиям OS-111, не представляется возможным. Особую сложность вызывала проблема достижения боевого радиуса, независимо от типа АД и применения крыла с большим относительным удлинением. Минимальное количество сохранившихся чертежей с проекциями трех видов и внутренней компоновкой свидетельствует о том, что конкурс имел низкий приоритет для компании.

Фирмы «Мартин» и «Фэрчайлд» предложили настолько оригинальные конструкции, что руководство флота даже не стало их рассматривать, сочтя чрезмерно рискованными.
Модель 245 фирмы «Мартин», сочетая в себе скорость и высоту управляемой ракеты, дальность и точность пилотируемого самолета, должна была удовлетворять не только требованиям OS-111, но и составить конкуренцию конструкциям с большой дальностью для специальных атак, рассматриваемым в рамках требований OS-115.
«Летающее крыло» размахом 32 м и весом около 50 т могло работать с воды, с авианосцев и с береговых баз и имело сменные сбрасываемые взлетные опоры шасси.

Еще более нетрадиционное предложение поступило от Фэрчайлд, основанное на выполненном ранее проекте бомбардировщика М-121 для ВВС США. Проект М-128 был «подогнан» под авианосное базирование и требования OS-111.
Его силовая установка включала шесть XJ-46, расположенных в задней части фюзеляжа, вокруг цилиндрического бомбового отсека. Бомба выбрасывалась по направлению против полета (назад), аналогичное решение было реализовано позднее на А-5 «Виджилент». Мало того, для достижения характеристик дальности предусматривался сбрасываемый топливный бак в виде крыла, которое еще и облегчало взлет. Этакий реактивный стреловидный биплан весом 50 т, спроектированный по схеме «утка».
Высокая степень технической новизны и связанная с ним степень риска, а для Фэрчайлд еще и отсутствие опыта создания таких крупных и сложных самолетов для флота, не позволили этим смелым и радикальным конструкциям двух фирм выйти за пределы чертежных досок.

(Продолжение следует)