Архив номеров НиТ

Китайские корветы проекта 056

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 



С начала 90-х годов прошлого века военно-поли-тическое руководство КНР развернуло обшир-ную программу модернизации флота. На смену пусть физически новым, но морально устаревшим кораблям, базировавшимся на советских проектах 50-х годов, начали приходить вполне современные боевые единицы. Однако ресурсы Китая все-таки не безграничны. Это потребовало определиться с приоритетами. Обновление флота шло, так сказать, сверху донизу: начали с эсминцев, затем перешли к фрегатам. А вот кораблям прибережной зоны пришлось ждать своей замены достаточно долго. Еще в начале XIX века основу этого класса составляли малые противолодочные корабли проекта 037 («Хайнань»), вооруженные 57-мм и 25-мм спаренными орудиями, находящимися на уровне артсис тем Второй мировой войны, и реактивными бомбометными установками. При водоизмещении порядка 400 т они имели достаточно скромные мореходные характеристики, небольшую скорость и дальность хода, а также устаревшее радиоэлектронное оборудование.

Новые корабли, которые должны были прийти на смену видавшим виды «Хайнаням», по мнению китайских военных, следовало строить гораздо большими: это позволяло не только разместить более современное вооружение и оборудование, но и повысить мореходность, увеличить дальность плавания и создать более комфортные условия для размещения экипажа. С другой стороны, нужно было избежать чрезмерного возрастания стоимости корабля, чтобы сохранить возможность массовой постройки. И, надо сказать, китайские инженеры с поставленными задачами вполне справились.Разработка проекта корвета, получившего обозначение 056 и шифр «Циндао», осуществлялась одним из конструкторских бюро Китайской государственной судостроительной компании (CSSC — China State Shipbuilding Company). Официальная презентация модели корабля состоялась в ноябре 2010 года во время визита заместителя начальника гарнизона Специального административного района Гонконг в местный университет. А уже в середине 2011 года первый корвет нового проекта — «Бенбу» (бортовой номер 582) — был заложен на стапеле верфи «Худонг-Жонхуа» в Шанхае. Ранним утром 23 мая 2012 года корабль торжественно спустили на воду. В тот момент «Бенбу» находился в уже достаточно высокой степени готовности, благодаря чему уже 7 ноября смог начать ходовые испытания. 25 февраля 2013 года состоялась церемония ввода «Бенбу» в боевой состав ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Таким образом, цикл постройки головного корабля нового проекта занял примерно 20 месяцев. Для сравнения: российский корвет «Стерегущий» (головной корабль проекта 20380) был заложен в декабре 2001 года, а в состав флота вошел в феврале 2008 — через 74 месяца! Дальнейшее строительство корветов проекта 056, осуществляемое четырьмя верфями (помимо «Худонг-Жонхуа», в программе задей ствовали предприятия «Ляоян» в Даляне, «Хуанпу» в Гуанчжоу и «Вучанг» в Ухани), ведется столь же высокими темпами — к середине 2014 года в строю флота находились уже 14 таких кораблей (российских корветов проекта 20380 — только четыре). Точное количество планируемых к постройке корветов проекта 056 неизвестно. В печати называется цифра — 42 единицы. Если она соответствует действительности, а темп постройки кораблей не будет снижаться, то вся программа будет выполнена к 2020 году, а возможно, и быстрее.