Архив номеров НиТ

И-16 против «мессеров» и «фокке-вульфов»

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

советский пилот истребителя И-16 тип 27 опробует мотор перед выруливанием на взлет


Накануне

Конец 30-х годов ХХ века был отмечен чередой локальных конфликтов, которые стали прелюдией к крупнейшему вооруженному столкновению в истории человечества — Второй мировой войне, а главной их особенностью стало широкое применение авиации. Наши летчики сражались в гражданской войне в Испании, отражали японскую агрессию в Китае, в Монголии на реке Халхин-Гол и на нашей территории — у озера Хасан, воевали с Финляндией...

Опыт этих войн говорил о том, что и в грядущем столкновении со странами оси Берлин-Токио-Рим роль авиации будет важнейшей. А в том, что оно неизбежно, было уверено не только руководство СССР и Красной Армии, но и большинство граждан. Трезвомыслящие люди понимали, что договор, заключенный с Японией после ее поражения на Халхин-Голе, и даже договор о дружбе с Германией — лишь способ оттянуть время, нужное всем договаривающимся сторонам для завершения приготовлений к большой войне между ними.

Во всех этих «малых войнах» успешно применялся истребитель конструкции Николая Николаевича Поликарпова И-16. Появившись в 1934 году в эскадрильях ВВС РККА, он был передовым и лучшим самолетом своего класса. Он сохранил до конца 30-х годов способность противостоять не только истребителям-бипланам любых типов и монопланам Мицубиси А5М (тип 96), Накадзима Ki-27 (тип 97), Фоккер DXXI, имевшим более консервативную конструкцию (например, неубирающееся шасси), но и машине следующего поколения Мессершмитт Bf 109B, дебютировавшей в Испании. Это стало возможным благодаря последовательной модернизации, проводившейся ОКБ Поликарпова и серийным конструкторским отделом Горьковского авиазавода № 21.

К лету 1941 года в строевых частях ВВС КА и авиации ВМФ СССР еще оставались И-16 типов 5, 10 и 17 с моторами М-25, М-25А или с М-25В. Но большинство составляли истребители с более мощными моторами М-62 и М-63. Они превосходили всех упомянутых противников, включая Bf 109B, в маневренности и наборе высоты, лишь незначительно отставая от последнего в скорости при более эффективном вооружении.

Но вслед за первым Bf 109B, который на фирме называли «Бруно», и переходными «Цезарем» и «Дорой» появился «Эмиль»: Bf 109E стал серьезной заявкой Люфтваффе на господство в небе в будущей войне. Новейшие достижения аэродинамики, материаловедения, моторостроения, радиотехники и технологии производства активно воплощали в новых разработках конструкторы Англии, Франции, США, Японии, Италии, Голландии, Польши и других стран, любая из которых вполне могла стать нашим противником.