Архив номеров НиТ

«Армата» приоткрыла личико

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 



На параде 9 мая в Москве в честь 70-летнего юбилея Победы над нацистской Германией широкой публике впервые был представлен новейший российский танк пятого поколения Т-14 «Армата». К 2020 году именно эта машина должна занять место основного танка Вооруженных Сил РФ, сменив устаревшие Т-72 и Т-90. Заявлено, что в новом танке творчески использовано все самое лучшее, что было в прежних российских разработках, прежде всего в Т-95 («Объект 195»). Именно Т-95 долгие годы считался наиболее подходящим вариантом для перевооружения российских танковых войск. Несмотря на высокий уровень секретности, танк довольно широко обсуждался, можно даже сказать — рекламировался, разработчиками-специалистами Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (ОАО «УКБТМ»), и к 2010 году его проект был буквально в шаге от завершения и передачи в производство. А начиналось все в середине 90-х годов в рамках программы «Совершенствование-88».

Согласно планам, Т-95 («Объект 195») должен был стать совершенно оригинальной машиной, с радикально измененной компоновкой. Основная изюминка выбранной компоновки была в полном разделении и изоляции друг от друга основных отсеков боевой машины. Правда, такая идея возникла не на пустом месте. Еще в далеком 1971 году коллектив Харьковского завода им. Малышева в инициативном порядке предложил проект машины, получившей обозначение ГАБТУ «Объект 450» и заводское обозначение Т-74. Машина разделялась на пять отдельных отсеков: моторно-трансмиссионное отделение, отсек с боекомплектом, отделение с членами экипажа, отделение с орудием и дополнительным вооружением и топливное отделение. Но советское руководство посчитало концепцию танка слишком необычной, дорогой и сложной в производстве. В результате примерно через год тема была закрыта. Закрыта, но не забыта. Проект высокозащищенного танка с экипажем из двух человек и с разнесенными отсеками позднее был запатентован Санкт-Петербургским ОАО «Спецмаш». Аналогичный проект предлагался также и германской компанией Blohm und Foss, но развития не получил.

В Т-95 экипаж предполагалось расположить в специальной бронированной герметичной капсуле, которая отделяла бы людей от зоны размещения боеприпасов и оружия. Такое решение позволяло существенно повысить уровень безопасности экипажа, что немаловажно даже с психологической точки зрения (например, французы, проведя специальные исследования, выяснили, что эффективность действий экипажа в тяжелых машинах в три раза выше, чем в легкой бронетехнике, — в тяжелой машине экипаж чувствует себя неуязвимым).