Архив номеров НиТ

Ми-28 против AH-64 «Апач» догоняющий всегда отстает? Часть 1. Вертолеты в вооруженной борьбе. От начала до «венца эволюции»

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 



Многим профессиональным авиаторам часто приходится слышать вопрос от людей, интересующихся авиацией: «Какой самолет (вертолет) самый лучший?» — и попробуй ответить!
Можно отшутиться, отвечая, что самый лучший самолет в мире — на фото в хорошем авиационном иллюстрированном журнале. Но для серьезного ответа, естественно, летательные аппараты (ЛА) необходимо сравнить. Занятие это доступное, но неблагодарное. Подтверждением чего может служить такой эпизод. В феврале 1954 года на базе ВВС США Кадена, Окинава, один из самых известных американских летчиков Чак Егер (Сhack Yeager) испытывал МиГ-15, угнанный северокорейским пилотом Ким Сок Хо за 100 тысяч долларов.

В процессе испытаний произошел забавный инцидент между ним и двумя летчиками истребителя F-86 «Сейбр», использовавшегося в качестве самолета сопровождения. Один из летчиков спросил Чака, почему не проведен воздушный бой между Ми-Гом и F-86? На что получил ответ, что результат боя в большей степени зависит от пилота, чем от характеристик самолета.
Подполковник имел смелость не согласиться. Тогда Чак предложил ему пилотировать МиГ в поединке с «Сейбром». Тот согласился. После взлета Егер легко зашел МиГу в «хвост» и не отпустил его до посадки, после которой летчики поменялись самолетами. Все повторилось, Чак на МиГе немилосердно «полировал хвост» F-86. На разборе полетов подполковник выглядел очень сконфуженным. «Я никогда не думал, что так много зависит от летчика», — сказал он. Егер с улыбкой ответил: «Более опытный пилот всегда начистит вам хвост независимо от того, на чем вы летаете, — это же так просто».

При прочих равных условиях, в реальном бою многое решает случай и не столько заложенные в военную технику характеристики, сколько умелое ее применение. Существуют различные мнения о том, какой вертолет лучше — российский Ми-28 или американский AH-64. Их сравнение, на наш взгляд, необходимо проводить с учетом того, что в 2014 году исполнилось 70 лет применению вертолетов в вооруженной борьбе и что оба вертолета к настоящему времени являются венцом эволюции серийно производящихся боевых вертолетов второго поколения, каждый в своей стране.