Архив номеров НиТ

№9(38), 2011

Символика глаза. Часть 4

Номер журнала: 

Продолжение. Начало в №6-8(2011)

В шумеро-семитской мифологии глаз олицетворяет Владыку Священного Глаза Эа или Энки, одного из триады великих богов. Это было божество мудрости, подземных пресных вод и подземного мира. Он сотворил людей из глины, чтобы избавить богов от работы по прокапыванию русел рек и гор при сотворении мира. Он предупредил Зиусудру (прототипа библейского Ноя) о Всемирном Потопе и убедил построить Ковчег.

Энки почитался хеттами и хурритами.

У финикийцев Кронос имел два открытых и два закрытых глаза, что означает постоянное бодрствование.

В Древней Греции глаз символизировал Аполлона, наблюдателя небес, Солнце, которое также является глазом Зевса. Аполлон, лучезарный Феб — в греческой мифологии златокудрый, сребролукий бог — охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), покровитель наук и искусств, предводитель муз, олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида — Луну).

В китайской и японской символике левый глаз — Солнце, правый — Луна. Читать далее »

Стихи

Номер журнала: 

Застыло в жажде высохшее небо,
Забыто, брошено оно давно людьми,
Но жажда терпит — нет воды и хлеба,
И нет ответа, сколько не зови.
Оно зовет холодными дождями
И листьями прохладными в жару.
Оно зовет… Но терны над камнями
Все просят влагу, явно не к добру.
Так истомилось жаждущее сердце
О том, что выше, выше , в синеве.
Так истомилось… Забирайте, пейте!
Но что же, что, вы принесете мне?
Пока совсем не ослабели руки
Найдите, небеса, во мне приют.
Я знаю — сердце млеет от разлуки,
И все года так медленно идут.
Но есть источник. Дождь соединится
Там, высоко, и здесь, внизу во мне.
Я верю так, что все должно случиться
И мы споем о хлебе и вине. Читать далее »

Путешествие в страну мечты. Часть 2

Номер журнала: 

Продолжение. Начало в №8(2011)

Путь в город Ольянтай-тамбо лежит мимо поселка Ламай с его целебными горячими источниками и местечка Урко, где, говорят, растет самая вкусная в Перу кукуруза — сладкая, сахарная. Счастливы путешественники, которые проезжают Урко во время сбора урожая! Отсюда початки жемчужно-молочного цвета везут во все концы страны и подают на стол как лакомство…
Сама крепость Ольянтай-тамбо выстроена в виде огромного кукурузного початка. Ее камни прилегают друг другу так же плотно, как зерна. «Сорвать» этот початок не смог ни один противник. Эта крепость выстроена в сторону юга, откуда инкам угрожали их главные враги — воинственный народ чанкас. Читать далее »

Реальность несуществующего, или мир Сальвадора Дали

Номер журнала: 

Расплавившиеся часы, телефон-аппарат с трубкой в виде лангуста, диван-губы, рояль, свисающий словно драпировка, жакет, обшитый стаканами, манекены у рояля и в такси, гипсовые муляжи, варварски раскрашенные и перетянутые веревками, ужасающие мутанты, уничтожающие друг друга... Это — не сюжет ночного кошмара после «черного дня» на бирже. Это — знаменитые на весь мир образы шедевров сюрреалистического искусства самого великого из его представителей — Сальвадора Дали, эксцентричного, провоцирующего, не всегда понятого и принятого, но, несомненно, великого художника.

Неординарный экстравагантный художник стремился придать реальный вид несуществующим ситуациям, узаконить видения и убедить зрителя в истиности бредового мира. Он постоянно обращался к сфере подсознательного, выискивал там неосуществленные желания и обогащал их своим безграничным воображением. В своей изощренной и вместе с тем изысканной фантазии Дали совмещал разнородные объекты и сталкивал их друг с другом в противоестественных ситуациях. Его противники стремились доказать, что Дали изображает паранойю в самом прямом медицинском смысле, причем делает это с гениальным пониманием явления и фотографической точностью деталей сюжета. Его сторонники говорили, что творчество Дали просто поразительно, потому как позволяет зрителю попасть в ошеломляющий мир богатства фантазии и почувствовать его реальность. Ведь самое сокровенное стремление каждого человека — чтобы образы из его желаний, фантазий и мечтаний материализовались, конечно, если они относятся к «светлому будущему», а не к «кошмарному прошлому».

Споры о том, «что такое хорошо и что такое плохо», уже никогда не прекратятся. Поскольку и противники, и сторонники согласны в одном: произведения Сальвадора Дали гениальны, давайте присмотримся к личности и творчеству этого более чем необычного художника, не спеша поддерживать одну из сторон. У Сальвадора Дали невозможное существует в реальном мире. Как известно, нам с вами оно почему-то каждый день на глаза не попадается. Читать далее »

В мир иной …

Номер журнала: 

Испанскому дизайнеру Мартину Азуа удалось совместить идею жизни после смерти с экологическим решением проблемы захоронения. В его «Биоурну», изготовленную из целлюлозы, кокоса и прессованного торфа, предполагается помещать прах умершего вместе с семенами. Затем урну закапывают в землю, и спустя несколько месяцев она дает первые ростки. Вид дерева можно выбирать по своему усмотрению: предполагается, что родственники умершего (или он сам, если озаботится вопросом заранее) могут подобрать то растение, которое наилучшим образом отображает сущность покойного. Читать далее »

«Гинденбург» и конец эпохи дирижаблей

Номер журнала: 

4 марта 1936 года из эллинга для сборки дирижаблей вывели самый большой воздушный корабль — цеппелин LZ 129 «Гинденбург». Это было самое большое воздушное судно из всех, когда-либо поднимавшихся до того над землей. 245 метров в длину и максимальным диаметром 41,2 метра; 200 000 кубометров газа в баллонах (объем выполненного; номинальный объем — 190 000 м³). Оснащенный четырьмя дизельными двигателями «Даймлер-Бенц» максимальной мощностью 1200 л. с. каждый, способный поднять в воздух до 100 тонн полезной нагрузки, цеппелин развивал скорость до 135 километров в час (150 при попутном ветре). Для того времени это были очень высокие показатели.
«Гинденбург» начал свои полеты с пассажирами еще в мае 1936 года. Ему удалось совершить перелеты в Северную (Лейкхерст) и Южную (Рио-де-Жанейро) Америку. В том же году «Гинденбург» совершил самый быстрый перелет через Северную Атлантику — за 43 часа. К маю 1937 года цеппелин совершил 37 рейсов через Атлантический океан, доставив в пункты назначения около 3000 человек.
Путешествие в дирижабле было весьма комфортабельным. В корпусе дирижабля имелся ресторан с кухней и салон с небольшим, специально изготовленным для дирижабля облегченным роялем. В нижней части дирижабля была оборудована смотровая платформа. Ограничений было несколько. Первое из них — вес, поэтому вместо ванн предлагался душ, и все, что можно, было сделано из алюминия, из него же был изготовлен и рояль. Второе и самое важное ограничение — запрет на источники открытого огня, которые на «Гинденбурге» в буквальном смысле являлись угрозой для жизни. Читать далее »

Ужасы из прошлого

Номер журнала: 

Его видели Уинстон Черчилль и голландская принцесса Юлиана, а также дочь бывшего президента Морин Рейган. Кто он? Так вот, по утверждению Черчилля, Юлианы и Морин Рейган, это ни кто иной, как Авраам Линкольн, величайший из президентов Америки. «Я не шучу, — говорит Морин Рейган. — Мы на самом деле видели его». Приезжая в Вашингтон к родителям, Морин с мужем Деннисом Ревеллом часто ночевали в спальне Линкольна, и она утверждает, что видела это привидение, что оно иногда бывало красным, а иногда оранжевым. Морин и ее муж клянутся, что это был призрак Линкольна. Ни президент Рейган, ни Нэнси за восемь лет жизни в Белом доме не видели привидения ни разу. То же самое можно сказать о президенте Буше и его супруге Барбаре. Миссис Рейган посмеивается над мнением, что дух Линкольна все еще бродит по историческому зданию, но она помнит, что их собака Реке часто лаяла, приближаясь к этой спальне, и никогда не заходила в нее. Читать далее »

Уникальные и странные смерти

Номер журнала: 

260 год до н.э. Римский император Валериан (Valerian) после поражения в бою был захвачен персами, затем использовался в качестве подножия у ног царя Шапура I (Shapur I). После длительного унижения таким способом, он предложил огромный выкуп за его освобождение. В ответ Шапур влил ему в глотку расплавленное золото. Затем он снял с несчастного Валериана кожу и напихал его чучело соломой и навозом, и поставил всем на обозрение в персидском храме. И только после поражения Персии в их последней войне с Римом три с половиной столетия спустя его останки были захоронены.

668 год. Constans II в Византийской империи был убит в бане (Daphne baths) евнухом Андреасом. Он разбил ему голову мраморной мыльницей.

1277 год. Папа Иоанн XXI погиб в развалившемся здании своей научной лаборатории. Читать далее »

Скромное обаяние уединения

Номер журнала: 

Во время археологических раскопок на Оркнейских островах, находящихся у побережья Шотландии, ученые обнаружили в каменных стенах домов углубления, соединявшиеся со сточными канавами. Находки оказались отхожими местами, возраст которых — около 5000 лет, относящий их к эпохе неолита. На сегодняшний день они считаются самыми древними.

Чуть моложе их те, что найдены при раскопках в Мохенджо-Даро (на берегу реки Инд). Они представляли собой более сложную канализационную систему: нечистоты из уборных, сделанных у внешних стен домов, стекали в уличные канавы, по которым уходили за пределы города. Отхожее место представляло собой ящик из кирпича с деревянным сиденьем.

Туалеты древних египтян не соединялись с канализацией, которая, однако, была неплохо развита. В богатых домах позади ванной комнаты устраивалась уборная, выбеленная известью. В ней находилась известняковая плита, положенная на кирпичный ящик с песком, который необходимо было периодически вычищать. В одном из древнеегипетских погребений в Фивах, относящемся к тому же веку, что и город знаменитого фараона, был обнаружен переносной туалет из дерева, под который ставился глиняный горшок.

В Месопотамии уже в III тыс. до н.э. существовали туалеты, соединенные с водостоками, по которым стекали отходы человеческой жизнедеятельности, собираясь в кирпичные канализационные колодцы. Сиденья в туалетах в домах зажиточных людей выкладывались из кирпича.
В египетских и шумерских гробницах, датированных 2500-2600 годами до н.э., были обнаружены резные троны-стульчаки, а китайские археологи в провинции Хунань раскопали унитаз монарха, созданный в 50-100 годах до н.э. Читать далее »

Пять шагов

Номер журнала: 

За окном забрезжил тусклый рассвет. С трудом пробивая утренний туман, солнечные лучи оставляли зеленоватые следы на металлическом полу комнаты. На этой планете зеленым было все: рассветы и закаты, буйство джунглей и заросшие вековой тиной озера. Временами казалось, будто сам воздух начинал отливать зеленью. Единственное, что выделялось из равномерного, однотонного пейзажа — это земная база — серо-стальная полусфера, установленная на расчищенной площадке посреди джунглей под защитой силового поля.

Сейчас база только начинала просыпаться. Первым, как всегда, был Николай — командир экспедиции, — пятнадцатилетний опыт космолетчика приучил его затрачивать минимум времени на сон. К тому же текущие дела не позволяли расслабиться ни на минуту.

Умывшись, Николай отправился в пищеблок, перешагнув через солнечные блики на полу — он до сих пор не смог привыкнуть к их неестественной зелени, и ему было неприятно наступать на эти пятна.

После завтрака на Николая сразу же навалилась куча дел, каждое из которых требовало неотложных решений, так что только к полудню он сумел в очередной раз встретиться с пленным инопланетянином.
Инопланетянин стоял посреди комнаты и не мигая смотрел на Николая. За все время нахождения на базе — а прошло уже около месяца — инопланетянин не промолвил ни слова. Более того, он ни разу не притронулся к еде, отказывался и от воды, и было непонятно, откуда он черпает энергию для своей жизнедеятельности — по заверениям биологов, в течение всего периода наблюдения вес аборигена оставался неизменным. Читать далее »

Осознание Ада

Номер журнала: 

Ева танцевала среди облаков — радужной птицей, невесомой бабочкой. Лепестки юбки метались огненными крыльями; блестящие башмачки и узкие ладони попеременно касались золотого луча проволоки — не опираясь, а отталкиваясь. Как будто каждый шаг был началом полета.

Когда первая тварь, скалясь и визжа, сорвалась с башни, зал ахнул. Ева замерла, будто парализованная страхом, — зал затаил дыхание. Ева покачнулась, выгнулась, распласталась в шпагате, успевая отклониться от оскаленной пасти в самый последний момент — зал выдохнул протяжно и восхищенно и через минуту ошеломленного молчания взорвался аплодисментами. Ева улыбнулась; капелька пота скользнула по виску.

Аду не нужно было поворачиваться, чтобы видеть лицо Евы. Он помнил — каждое ее движение, вздох, всплеск огненной юбки. Он чуял — ее дыхание, напряжение пальцев, обнимающих лезвие проволоки, дрожь улыбки на губах. Так, будто это были его собственное дыхание, пальцы и улыбка. Читать далее »

Из бетонной стены

Номер журнала: 

В полной темноте раздался звон ключей, лязгнул, открываясь, замок. Вспыхнувший в прихожей свет отра-зился в зеркале на стене, осветил новые, после евроремонта, обои, вешалку для одежды и тумбочку с радиотелефоном. Александр Палдышев перешагнул порог своей квартиры и закрыл дверь.

Галстук на нем был развязан, пиджак перекинут через руку. Лицо Палдышева было красноватым после гулянки в ресторане по поводу празднования назначения его руководителем отдела продаж. После пяти лет работы обычным менеджером вот оно — долгожданное повышение.

Александра легонько качало, предметы перед глазами расплывались и выглядели так, словно их окутывала серебристая дымка. Из темной комнаты вышел, потягиваясь, рыжий персидский кот Свифт. Зеленые кошачьи глаза ласково посмотрели на хозяина. Кот приветственно мяукнул. Ко всем, кто приходил в квартиру, он относился благосклонно.
Палдышев был холост, но женщин любил. Еще Александр любил кататься на своем синем «ниссане», любил кошек и шотландское виски, початая бутылка которого всегда имелась у него дома.

К своим тридцати двум годам Палдышев достиг всего, о чем мечтал — имел собственную квартиру, машину, работу с высоким окладом. Практически каждую неделю, один или два раза, у него было свидание с девушкой, после которого, как любит говорить Александр, он открывал в игре счет. В конец света, сглаз или порчу Палдышев не верил, к превратностям судьбы относился философски — следовательно, ничто не омрачало его жизнь.

Стряхнув с ног лакированные туфли и пройдя в комнату, он не стал включать свет — бросил пиджак туда, где по его прикидкам должен стоять стул. Вслед за пиджаком отправился и галстук. На то, чтобы избавиться от рубашки и брюк, сил не осталось — Палдышев рухнул на кровать и мгновенно уснул.
Спустя некоторое время на стене — между большим широкоэкранным телевизором и сервантом — вдруг появился большой, словно нарисованный зеленой линией ослепительно-яркого света круг. Он открылся в комнату, будто висящая на петлях дверь, по ту сторону которой зеленела дивная лесная поляна.

В отверстие в стене смотрело два странных, похожих на людей существа. Их головы были размером с хорошую дыню, большие глаза излучали любопытство, за спинами трепыхались тонкие крылья. Один за другим они проникли в комнату, где спал ничего не подозревающий начальник отдела продаж, и, заливаясь звонким смехом, принялись гоняться друг за другом в темноте. Их контуры светились, крылья издавали едва слышный звук, похожий на шелест дождя в лесу. Читать далее »

Цвет солнца

Номер журнала: 

Сегодня вечером погаснет солнце. По ящику говорят, что это случится в восемнадцать часов семнадцать минут и еще столько там секунд по киевскому времени.

Честно говоря, я давно ожидал чего-то подобного этому. В мире давно уже что-то было не так.
И вот, как говорится, дождался.

Подумать только — все живое на нашей планете умрет через несколько часов. Ничего не останется, никто не сможет спастись. Ни одна живая душа.
И что самое главное — я тоже умру. Понимаете — умру! Меня больше не будет!
Казалось бы, от этой мысли я уже, как минимум, должен был сойти с ума от страха. Но, как ни странно, я преспокойно проспал сегодня почти всю ночь. Просыпался всего два раза. Первый раз от оглушительных сухих хлопков — кто-то палил на улице из автоматического оружия. Второй раз я проснулся от стука в дверь моей квартиры. Стучали настойчиво, прямо-таки яростно. Но я не стал открывать. Я даже не стал подниматься с кровати.

У меня есть хоть и не слишком большой, но все-таки какой-то жизненный опыт. И этот опыт мне подсказывал — ночью приходят только с плохими вестями. А плохих вестей я не люблю. Читать далее »