Архив номеров НиТ

Архитектура и зодчество

  • Фонтан Фахда

    Издалека может показаться, будто какой-то бешеный гейзер изо всех сил лупит из-под земли. Но место действия не очень подходящее — в одном из крупнейших и современнейших городов Саудовской Аравии. Эта гигантская струя воды — дело рук человеческих.
    Трудно сказать, почему власти Джидды, большого города в Саудовской Аравии, решили сделать главной достопримечательностью фонтан. Но, так или иначе, в 1983 году неподалеку от административного дворцового здания появился фонтан, бьющий в небо на высоту 120 метров, что как-то не очень впечатляло народ и не особо соответствовало городской архитектуре. Любой маленький ветерок (а он есть всегда) отклонял падающую воду чуть в сторону, так что этот фонтан можно было использовать и как флюгер — если очень надо. Впрочем, нет — плохая идея!
    И власти города решили установить новый фонтан. Причем желательно больше любых других фонтанов и даже знаменитых зданий. За работу взялась аравийская компания SETE Technical Services, занимающаяся разработкой разных инженерных сооружений для города, водоснабжением, энергетикой, экологическими проектами.

  • Власть огня (Флакбункеры: фантастика и реальность «военной архитектуры»)

    Любители и не любители фантастики, что же мы будем делать, если вдруг (какой ужас!!!) налетят на нас драконы? Как отбиваться и куда прятаться от этого фэнтезийного «люфтваффе»?

    Было бы ошибкой утверждать, что эта тема уж совсем ни разу не поднималась и не обсуждалась. Но придется констатировать, что практически все описания «драконоубежищ»… ну, скажем так, не содержат достаточного количества подробностей, чтобы их можно было бы с успехом применить во благо «параллельных миров». Оговорюсь, я был бы последним, кто поставил бы это авторам в упрек. Живем-то мы с вами отнюдь не в Средиземье, и драконов если кто и видел, то весьма немногие, да и то после литры выпитой. Соответственно, и практического опыта драконоборчества у всех нас, мягко скажем, негусто.

  • Советская архитектурная футурология 1920-х  — 1930-х годов

    Россия всегда была не слишком богатой страной, а после революции и гражданской войны лишних денег у государства не было вовсе. Однако новая власть стремилась показать простым людям, что они наконец-то стали хозяевами в стране. Лучшим средством для этого была архитектура  — не индивидуальных жилищ, но общественных зданий и сооружений, приходя в которые человек мог бы чувствовать, что все это создано для него.
    Да, в стране было много дворцов и усадеб, принадлежавших знати прошлых эпох, все они были национализированы и обращены в народное достояние, став музеями, санаториями, пионерскими лагерями или детскими домами. Однако все эти сооружения предназначались для использования малым количеством людей, их можно было посещать с экскурсиями или по путевке, но нельзя было пользоваться ими постоянно, день ото дня.
    Кроме того, это была чужая роскошь. Не только в классовом смысле  — дореволюционные дворцы и усадьбы были выстроены в старом стиле, отражавшем давно ушедшие эпохи. Новому обществу требовался новый стиль.

  • Зодчество будущего сегодня


    Совершенно немыслимых очертаний здание больше всего напоминает исполинский НЛО. Это было осознанное решение — хотя сперва Нимейеру, даже при учете его общепризнанной славы, довелось выдержать настоящий бой с приверженцами «бережного подхода». Дело в том, что место, на котором было решено воздвигнуть музей, — одно из красивейших во всей округе, любимый район отдыха жителей Рио-де-Жанейро и еще нескольких городов побережья. Изначально предполагалось, что новое строение должно гармонично вписываться в природу, но даже самые «осторожные» и «компромиссные» проекты ландшафтной архитектуры существенно нарушали гармонию. В результате лучшим был признан замысел Нимейера, действующего по контрасту, «от противного». Этот весьма радикальный шаг действительно привел к успеху, который теперь не могут отрицать даже критики.