Архив номеров НиТ

Техногенные аварии и катастрофы

  • «Гинденбург» и конец эпохи дирижаблей

    4 марта 1936 года из эллинга для сборки дирижаблей вывели самый большой воздушный корабль — цеппелин LZ 129 «Гинденбург». Это было самое большое воздушное судно из всех, когда-либо поднимавшихся до того над землей. 245 метров в длину и максимальным диаметром 41,2 метра; 200 000 кубометров газа в баллонах (объем выполненного; номинальный объем — 190 000 м³). Оснащенный четырьмя дизельными двигателями «Даймлер-Бенц» максимальной мощностью 1200 л. с. каждый, способный поднять в воздух до 100 тонн полезной нагрузки, цеппелин развивал скорость до 135 километров в час (150 при попутном ветре). Для того времени это были очень высокие показатели.
    «Гинденбург» начал свои полеты с пассажирами еще в мае 1936 года. Ему удалось совершить перелеты в Северную (Лейкхерст) и Южную (Рио-де-Жанейро) Америку. В том же году «Гинденбург» совершил самый быстрый перелет через Северную Атлантику — за 43 часа. К маю 1937 года цеппелин совершил 37 рейсов через Атлантический океан, доставив в пункты назначения около 3000 человек.
    Путешествие в дирижабле было весьма комфортабельным. В корпусе дирижабля имелся ресторан с кухней и салон с небольшим, специально изготовленным для дирижабля облегченным роялем. В нижней части дирижабля была оборудована смотровая платформа. Ограничений было несколько. Первое из них — вес, поэтому вместо ванн предлагался душ, и все, что можно, было сделано из алюминия, из него же был изготовлен и рояль. Второе и самое важное ограничение — запрет на источники открытого огня, которые на «Гинденбурге» в буквальном смысле являлись угрозой для жизни.

  • «Челенджер»

    Для слаженной команды ученых и инженеров НАСА на мысе Канаверал утро 28 января 1986 года началось с предполетных хлопот. В который уже раз они перепроверяли космический челнок «Челленджер» для еще одного, как предполагалось, рутинного полета за пределы земной атмосферы на корабле многоразового использования.

    Семеро космонавтов, в их числе и Криста Маколифф — учительница начальной школы, завоевавшая право на участие в космическом полете в соревновании с тысячами коллег по всей Америке, — получали последние инструкции и напутствия. Многочисленные возбужденные зрители и представители средств массовой информации собрались вокруг массивного стартового комплекса и ждали волнующего зрелища.

    И никто из них даже не предполагал, что через несколько секунд после начала впечатляющего подъема ракеты может произойти невероятное — «Челленджер» взорвется, образовав огненный апельсиново-белый шар. Все члены экипажа погибнут, а космическая программа Америки будет пущена под откос на целых три года.

    В это трагическое мгновение на высоте девяти миль в голубом небе над Флоридой навсегда испарилось благодушное отношение Америки к космическим полетам. На весь мир прозвучал возглас одной из зрительниц: «Боже! Что произошло?»

  • Смерть в ночи

    Короткий переход по проливу Ла-Манш, что-то вроде приятной морской прогулки, превратился для команды и пассажиров парома "Геральд оф Фри Энтерпрайз" в настоящий кошмар. В марте 1987 года, вскоре после выхода из порта, паром затонул.

    Пролив Ла-Манш - самый напряженный в мире морской путь. Каждый день эту узкую полоску воды, отделяющую Британию от континентальной Европы, пересекают тысячи судов, принадлежащих разным странам. Для отдыхающих паромы, курсирующие между портами Британии, Франции, Бельгии и Голландии, выглядят как неуклюжие автобусы, совершающие регулярные рейсы. Легкость и доступность путешествия заставляют забыть, что Ла-Манш - могильник бесчисленного множества кораблей, затонувших в его опасных и холодных водах. Несомненно, что главную роль в гибели обреченных кораблей играла погода. Но не менее важное значение имели ошибки и просчеты экипажей. Ужасающая цепь человеческих ошибок была зафиксирована и в случае с паромом "Геральд оф Фри Энтерпрайз". Позже в официальном расследовании эта цепь ошибок была определена как "болезнь разгильдяйства".

    Люди, страдавшие "болезнью разгильдяйства", умудрились совершить, казалось бы, невозможное: оставили открытыми носовые шлюзы на пароме, когда он выходил ночью в море. Вода беспрепятственно поступала на автомобильные палубы, пока крен корабля не достиг критической отметки. Паром лег на борт и не затонул лишь потому, что находился в это время над песчаной отмелью. Но в последующей суматохе и хаосе погибли 193 человека. Страдания этой ночи так и не стали надлежащим уроком разгильдяям. Семь лет спустя при схожих обстоятельствах произошла трагедия парома "Эстония", на котором погибло свыше тысячи человек.

  • Катастрофа века: последний полет «Боингов». Часть 2

    Продолжение. Начало в №2(2011)

    "Когда он врезался в наш самолет, я в первый момент не думал, что он так сильно повредил нас. Самолет сильно тряхнуло и всё", - вспоминал второй пилот "Пан Ам" Роберт Брэгг. К сожалению, первые впечатления пилотов "Пан Ам" были обманчивы. Верхняя часть их самолета была словно срезана гигантским ножом. Из-за удара стоек шасси "KLM" весь салон первого класса "Пан Ам", располагавшийся на втором этаже, был разрушен, 28 находившихся там пассажиров погибли мгновенно, хвостовая часть отломилась. Самолет был охвачен огнем, с левой стороны все еще работали двигатели, которые затем начали взрываться, разбрасывая вокруг смертоносные обломки.

    После удара "KLM" со срезанными стойками шасси пролетел около 150 метров, затем рухнул на землю и проскользил еще около 300 метров по взлетной полосе. Огонь сразу же охватил воздушное судно, возможно, после удара часть пассажиров была еще жива, но пламя было настолько сильным, что шансов выжить у них не было. После столкновения связь с обоими самолетами прервалась, диспетчеры посылали сообщения, но не получали ответа. Из-за опустившегося на Лос-Родеос густого тумана на вышке не понимали, что происходит на взлетно-посадочной полосе. В этот момент пилоты находившегося в зоне выдерживания перед посадкой самолета сообщили, что с воздуха видят на полосе дым и обломки.
    Диспетчер включил аварийный сигнал, по которому к месту происшествия должны были немедленно направиться спасатели. Поскольку взлет происходил в сторону диспетчерской башни, то пожарные машины и машины "скорой помощи" сначала подъехали к "KLM". Обнаружить голландский "Боинг" сразу не удалось, а когда его нашли, то вскоре стало ясно, что спасать уже некого: все 247 человек, находившихся на борту рейса 4805, погибли.

    Из-за тумана и хаоса спасатели не знали, что на этой же полосе, в полукилометре от "KLM", находится еще один горящий самолет. Только через двадцать минут они прибыли к "Боингу" "Пан Ам".

  • Катастрофа века: последний полет «Боингов»

    27 марта 1977 года произошла самая страшная в истории авиации катастрофа. В тот день около 13:00 в полиции города Лас-Пальмас, административного центра одноименной испанской провинции на Канарских островах, раздался звонок. «В аэропорту Гандо заложена бомба, у вас есть десять минут, чтобы спасти столько жизней, сколько вы пожелаете», — сообщил неизвестный и положил трубку. Подобная ситуация не была полной неожиданностью для местных полицейских и работников аэропорта. Террористы из «Движения за независимость и автономию Канарских островов» считали, что Канары оккупированы Испанией и что острова и метрополия находятся в состоянии войны. Методы борьбы они использовали вполне традиционные, и нет ничего удивительного, что очередной своей целью они избрали Гандо — крупнейший аэропорт на островах. Звонок с предупреждением также был своего рода «традицией». Подобные терракты обычно не влекли за собой большого числа человеческих жертв. Так было и на этот раз. Бомба взорвалась в 13:15, серьезно пострадала только продавщица цветочного магазина, а несколько находившихся в здании пассажиров были легко ранены осколками стекла. Казалось бы, обошлось, никто не погиб. Никто не предполагал, что это только начало цепочки событий, которые привели к масштабной трагедии.

  • Катастрофическая нерасторопность. Гибель парохода “Вестрис”



    После детального разбора обстоятельств гибели парохода “Вестрис” Королевский юридический суд Великобритании выдал ряд ценных предупреждений и рекомендаций судостроителям всех стран. Это трагическое происшествие у восточного побережья Северной Америки, потрясшее весь мир, стало крупнейшей катастрофой 1928 года и ускорило созыв Международной конференции, которая выработала пункты нового морского закона для всех морских держав.

  • Чернобыль по-итальянски

    11 июля 1976 года маленький итальянский городок Севезо стал жертвой ужасной катастрофы, происшедшей на местном химическом заводе: в атмосферу вырвалось смертоносное облако ядовитого газа. В тот черный летний день на свободу вырвался демон, способный убить 100 миллионов. Многие годы после катастрофы Севезо был городом-призраком. Потребуются многие годы, чтобы оценить все последствия отравления почвы, определить, сколько бед оно еще принесет будущим поколениям людей.

  • ЧЕРНАЯ СМЕРТЬ

    Вечный вопрос — вмешивается ли провидение в земные судьбы? Смог бы Колумб доплыть до Америки, если б не встретил попугая утром того дня, когда «Пинта» и «Нинья» должны были повернуть в Испанию? Кто одержал бы победу в битве при Креси, будь июнь 1340 года жарким и солнечным? Каким великим государем стал бы Бодуэн IV Иерусалимский, не заболей он в детстве проказой? Как изменилась бы карта мира, если бы Чёрная Смерть не внесла в неё свои коррективы?

    Пандемии чумы косили человечество с тех пор, как скученность людского жилья оказалась достаточной для мгновенной передачи болезни. По мнению британских учёных, подкреплённому анализом ДНК, юной Yersinia pestis не более 20 тысяч лет. В отличие от оспы, сохраняющей вирулентность годами и десятилетиями, это гуманный микроб: вне биологического носителя — блохи, крысы, тарбагана или человека — он дохнет за считанные недели. Зато от больного к здоровым чума перелетает, словно лесной пожар. Мокрота, кровь, кал, слюна и даже материнское молоко содержат мириады бактерий; чумные блохи вечно голодны и перескакивают от хозяина к хозяину в тщетных попытках насытиться — а каждый укус заразен.