Архив номеров НиТ

Футуро-ретро-дром

  • 100 лет назад — ракетой на Луну!
    В год 50-летия космической эры необычайно интересно заглянуть в книгу «Межпланетные путешествия» 1935 года издания. Сразу бросается в глаза, что это уже десятое издание: первое вышло в 1915 году. Автор книги — замечательный популяризатор науки Яков Исидорович Перельман. А предисловие к шестому изданию этой книги было написано самим Константином Эдуардовичем Циолковским. Но самое интереснее то, что написано в этом предисловии:
  • Небесный трамвай
    66-летний американский изобретатель и предприниматель Бен Мисслер (Ben Missler) из города Милуоки, что в Орегоне, приступил к реализации своей давней мечты: он намерен осчастливить свою страну необычной транспортной системой. Она должна быть не только быстрой и экологически чистой, но еще и на удивление дешевой.
  • Трость-поводырь на колесах

    Поменять собаку-поводыря на тросточку, которая сама будет водить слепого по городским дорогам — возможно ли это? Теперь — да. Более того, невидящему человеку больше не нужно ощупывать тростью путь: она все сделает сама и отведет куда надо. И даже подскажет, что делать, если откуда-то вдруг выскочит велосипед или автомобиль. Надо только держаться за нее.

  • Лошадиный двигатель для натурмобиля



    Что может быть экологически чище гужевого транспорта? Кажется, ничего. Так считает дубайская группа Fleethorse, которая разработала удивительный проект автомобиля мощностью в одну, вполне живую, лошадиную силу. Называется это странное транспортное средство Naturmobile, а изобрел его Хади Мирхеджази (Hadi Mirhejazi).

  • РУКОТВОРНЫЕ НЛО...Самолетная схема: послевоенные рубежи

    Борис Иванович Черановский, как авиаконструктор, начавший свой путь с работ над абсолютно круглым крылом, а в 20—30-е гг. переключившийся на «параболоиды», к 40-м гг. сделался сторонником более «стреловидных» аппаратов, в плане напоминающих скорее треугольник, чем летающую тарелку. И все-таки он далеко не полностью отказался от мысли использовать преимущества прежней концепции. Поэтому если А. С. Москалев, разработчик «Стрелы» и «Сигмы», в 1944 г. создал проект высокоскоростного истребителя РМ-1, который представлял собой удлиненно-заостренную версию «Сигмы», уже совсем утратившую признаки «тарелочности», — то Черановский в военные годы пошел по другому пути. Его проект, появившийся почти одновременно с РМ-1, представлял собой широкое и короткое «летающее крыло», рассчитанное на околозвуковые скорости. Он не был реализован, как и предложение Москалева, — но сумел заметно повлиять на конструкторскую мысль многих авиаторов. В том числе, похоже, и на «секретную часть» этой мысли...

  • ВРЕМЯ ТАНКОЗАВРОВ

    Работая над циклом статей о «фантастических» — а впрочем, иногда реализуемых и даже реализованных – проектах танков, иногда наталкиваешься на такие работы предшественников, что трудно понять, идет ли там речь о подлинных курьезах техники или же это «информационный пакет», давно отделившийся от своего источника и заживший самостоятельной жизнью. Например, в статье «Защита и нападение. От серьезного до курьезного…» («Техника — молодежи», 1968, № 2) содержится вот какая информация о заре танкостроения:

    «…Сначала предполагали сделать танк на огромных колесах. Это должна была быть платформа длиной в 30 м на четырех 12-метровых колесах, «мчащаяся» со скоростью 14 км/час. Считалось, что машина сможет форсировать реки с хорошим дном глубиной до 4,5 м. Такие препятствия, как мели, рвы и траншеи, казались пустяковыми. Предполагали даже использовать танк для перехода через Рейн.

  • РУКОТВОРНЫЕ НЛО...Самолетная схема: Советский этап. Военные рубежи

    Один из наиболее интересных проектов самолета «тарелочной» схемы был предложен А. С. Москалевым: конструктором, возможно, и не самым именитым — но, безусловно, выдающимся. Пожалуй, речь идет скорее о целой группе проектов, подлинном «кусте идей», развивавшихся десять лет, с 1934 по 1944 гг.

    Первым в этом ряду стоял высокоскоростной истребитель «Сигма», который иногда путают с другой «Сигмой», построенной все тем же Москалевым и во все те же годы (1934–1935). Перепутать немудрено, хотя вообще-то вторая из вышеназванных «Сигм» носила и иное, официальное название: САМ-7. Дело в том, что проект первой, настоящей «Сигмы» по ряду причин оказался засекречен аж до времен поздней перестройки*. Даже в знаменитой монографии Шаврова «История конструкций самолетов в СССР» он лишь мельком (правда, доброжелательно) упоминается, без приведения чертежей.

  • РАЗДАЧА ЛЕТАЮЩИХ СЛОНОВ

    Среди реальных проектов боевых машин немало таких, которым, казалось бы, самое место в фантастике. Особое место среди них занимают те, что были не просто «придуманы» (это не так уж сложно!), но и доведены до хотя бы какой-то стадии разработки. Уровень этих разработок, степень готовности во всех рассмотренных случаях оказывается разной  — от предварительных чертежей до воплощенного в металле прототипа или даже выпуска первых образцов, почти пошедших в серию. Важен хотя бы факт попытки: от замысла  — к воплощению…

  • РУКОТВОРНЫЕ НЛО... Самолетная схема. Российские рубежи. Начало

    История «летающих тарелок» в России может быть отнесена к еще дореволюционной эпохе. Впрочем, ни один из «тарелочных» самолетов той поры, насколько известно, так и не оторвался от земли.

    Наиболее интересные из них  — «сферопланы» А. Г. Уфимцева. Собственно, это один и тот же аппарат, в 1909—1910 гг. прошедший цикл модернизаций и перестроек, в результате чего, например, площадь крыла у него увеличилась вдвое. Были и другие изменения. Вообще, «Сфероплан» содержал ряд смелых для своего времени новаторских идей  — так что, может быть, как раз с круглым крылом Уфимцеву и не следовало бы экспериментировать: при более традиционной форме его самолет практически наверняка бы не только полетел, но и привлек внимание других авиаконструкторов, оказал влияние на их грядущие разработки. А так  — даже финальный вариант «Сфероплана», подготовленный к полету летом 1910 г., все же стартовал неудачно.

  • НЕВЕРОЯТНЫЕ ТАНКИ

    В первом номере журнала «Очевидное и невероятное» была напечатана статья, посвященная проблеме «сухопутных линкоров» (впрочем, не все они задумывались как «сухопутные» в полном смысле слова: наиболее амбициозный проект британского полковника Хостона представлял собой амфибию, причем с элементами субмарины!). Там подробно описывались эти грандиозные проекты, можно даже сказать — «прожекты», второй половины 1920-х гг., но вопрос, откуда они взялись, так и оставался открытым.

    Сейчас, кажется, можно на него ответить. Дело в том, что идея «наземного дредноута» активно циркулировала по штабам, особенно английским, в годы и даже месяцы, непосредственно предшествующие появлению первых работоспособных танков.

  • РУКОТВОРНЫЕ НЛО... Самолетная схема: меж двумя войнами

    Наибольший интерес к летательным аппаратам, полностью или частично выполненными по «тарелочной» схеме, падает на 1920—1930-е гг. Это понятно: авиация уже набрала достаточный опыт и «запас прочности», позволяющий осуществлять более смелые эксперименты, чем на заре полетов, — и вместе с тем еще продолжала поиск оптимальных конструкций. Кроме того, конструкторы уже (и еще!) не были ограничены жесткой установкой на скорость.

  • Веломобили для… четвероногих

    Несколько месяцев назад, на гребне волны «зеленого безумья», охватившего Европу, в западной периодике появились сообщения о том, что наконец разработано ПО-НАСТОЯЩЕМУ экологически чистое средство передвижения: лошадь. Точнее — машина на лошадином ходу. Четвероногое должно находиться внутри кузова, снабженного беговой дорожкой; управление — из кабины, дистанционно (технически решаемая задача: ведь и наездник управляет впряженным в качалку рысаком «дистанционно», пускай без привлечения современной электроники). Если выигрыш в энергии будет аналогичен тому, что получается у человека при езде на велосипеде, — то лошадь, идущая по беговой дорожке спокойной рысью, вполне способна разогнать такой «конемобиль» до 90 км/ч и выдерживать такой темп несколько часов. А с передышками — и больше. Для городских условий этого вполне достаточно…

  • Грезы о сухопутных линкорах и лайнерах

    Во второй половине 1920-х гг. в печати широко освещались проекты, связанные с постройкой сверхгигантских машин типа «наземный корабль». Не все из них, правда, были чисто сухопутными, предполагались и амфибийные варианты. Страны-разработчики указываются самые разные: Германия, Великобритания, США (точнее, в тогдашней терминологии — САСШ: «Североамериканские Соединенные Штаты»), Франция… Назначение — тоже очень различное: от мирных грузоперевозок и пассажирских рейсов до, само собой, военных рейдов.

  • На пол-пути к киборгу?

    Достаточно бросить взгляд на арсенал, который приходится таскать на себе современному солдату, как волей-неволей вспоминаются слова киношного Василия Ивановича: «Александру Македонскому-то легче было. Ни тебе пулеметов, ни тебе аэропланов — благодать!» А ведь солдатам будущего придется еще сложнее...
    Согласно взглядам военных специалистов многих стран, в результате появления новейших образцов вооружения сухопутные войска станут меньше по численности и более рассредоточенными. Эта тенденция уже заметно обозначилась — но в дальнейшем следует ожидать ее роста. Военные действия будут крайне осложнены наличием у противника совершенного и мощного оружия, приспособленного к нанесению ударов на большую глубину территории. Пока что ни одна из войн начала XXI в. не складывалась так, чтобы подобное высокотехнологическое оружие было у обеих сторон, принимающих участие в конфликте. Однако раз уж вооруженные конфликты в новом тысячелетии сохраняются, то такой вариант не исключен.

  • Рукотворные НЛО...

    Любопытно, что «тарелочная схема» характерна для самого первого аппарата, о котором вообще можно говорить как о полностью построенной и даже доведенной до испытаний летательной машине. Это «Aerial Steamer» («Воздушный пароход») Томаса Моя. Мой, английский
    инженер и патентовед, аэронавтикой начал заниматься еще в 1865 г., однако аппарат тяжелее воздуха соорудил лишь десять лет спустя*. Плоскость крыла «Воздушного парохода» представляла собой круглую «тарелку», разрезанную пополам и разнесенную по уровням, так что задняя половина уступом возвышалась над передней — а между ними располагались шестилопастные винты диаметром 2 ярда. Рулевое оперение тоже было выполнено в виде плоскости тарелочной формы.

  • Неведомые силуэты


    В истории танкостроения было немало очень примечательных проектов. Немало и таких, о которых распространялись неверные, запутанные, искаженные сведения, через некое время превращавшиеся в настоящие легенды. Американский танк «Хольт» (1918 г.), безусловно, один из самых «мифологизированных». Надо сказать, без должных причин.