Архив номеров НиТ

НЕВЕРОЯТНЫЕ ТАНКИ

Номер журнала: 

Изготовление уменьшенного (но все равно огромного!) колеса для проекта, наследовавшего идее Хетерингтона



В первом номере журнала «Очевидное и невероятное» была напечатана статья, посвященная проблеме «сухопутных линкоров» (впрочем, не все они задумывались как «сухопутные» в полном смысле слова: наиболее амбициозный проект британского полковника Хостона представлял собой амфибию, причем с элементами субмарины!). Там подробно описывались эти грандиозные проекты, можно даже сказать — «прожекты», второй половины 1920-х гг., но вопрос, откуда они взялись, так и оставался открытым.

Сейчас, кажется, можно на него ответить. Дело в том, что идея «наземного дредноута» активно циркулировала по штабам, особенно английским, в годы и даже месяцы, непосредственно предшествующие появлению первых работоспособных танков. В Британии (как-никак владычица морей!) с подачи командора Сутера, занимавшего видный пост в Адмиралтействе, был даже организован специальный Комитет по сухопутным кораблям, который приступил к работе 4 марта 1915 г.

Параметры требуемого «изделия» представлялись Комитету довольно смутно. Так, сперва был сформулирован предварительный заказ на нечто длиной 10 м и весом 25 т. Эту конструкцию предполагалось оснастить двумя парами гусениц, спереди и сзади — потому что при корпусе такой длины сплошная гусеничная лента представлялась тогдашним конструкторам чем-то нереалистичным. Не без влияния Сутера к делу были привлечены конструкторы субмарин.

Идея множилась и ветвилась (причем ее энтузиасты в упор не желали видеть скромных экспериментов с бронированием хольтовских тракторов), а апофеозом ее стал проект майора Хеттерингтона, предложившего даже не гусеничную, но колесную версию. Его машина в документах именовалась то «Большое Колесо» (Big Wheel), то более амбициозно: «Великий Зверь».

Диаметр колеса должен был составлять 12,2 м. Общие габариты машины — в длину 35 м, в ширину более 20, вес свыше 300 т. Предполагалось два 800-сильных дизельных двигателя того типа, что устанавливались на субмаринах. Вот так подводные лодки вновь соприкоснулись с темой «сухопутного дредноута»...