Архив номеров НиТ

РУКОТВОРНЫЕ НЛО...Самолетная схема: Советский этап. Военные рубежи

Номер журнала: 



Один из наиболее интересных проектов самолета «тарелочной» схемы был предложен А. С. Москалевым: конструктором, возможно, и не самым именитым — но, безусловно, выдающимся. Пожалуй, речь идет скорее о целой группе проектов, подлинном «кусте идей», развивавшихся десять лет, с 1934 по 1944 гг.

Первым в этом ряду стоял высокоскоростной истребитель «Сигма», который иногда путают с другой «Сигмой», построенной все тем же Москалевым и во все те же годы (1934–1935). Перепутать немудрено, хотя вообще-то вторая из вышеназванных «Сигм» носила и иное, официальное название: САМ-7. Дело в том, что проект первой, настоящей «Сигмы» по ряду причин оказался засекречен аж до времен поздней перестройки*. Даже в знаменитой монографии Шаврова «История конструкций самолетов в СССР» он лишь мельком (правда, доброжелательно) упоминается, без приведения чертежей.

Каковых, видимо, и не сохранилось: столь длительный режим секретности отнюдь не способствует сохранности документов. Так что единственное, чем мы располагаем кроме описаний (с проектом все-таки были знакомы многие авиаконструкторы), — это набросок самого Москалева. Причем, скорее всего, он изобразил лишь один из вариантов «Сигмы», наиболее стреловидный, — а предварительный замысел включал несколько версий, в том числе и такие, где «стреловидность» сочеталась с «тарелочностью». Во всяком случае, со «Стрелой» (опытным, уменьшенным образцом «Сигмы») дело обстояло именно так. Но об этом еще скажем.

Да и та «Сигма», которая САМ-7, отчасти несет на себе печать этих колебаний. Она уже не округла, еще не удлиненно-треугольна — но по меркам 1934 г. крайне неопознаваема как летающий объект! К сожалению, в полном смысле слова летающим САМ-7, при всей своей компромиссности, так и не стал, виной чему оказались уже не конкурирующие авиаконструкторы, но пилоты-испытатели. Для них, практиков, эта «почти тарелка» (да еще включавшая такие новации, как шасси, после взлета полностью убирающееся в крыло!) была крайне непривычной ересью. В результате летчики фактически отказались совершать на нем отрыв от земли: испытывалась лишь аэродромная рулежка и, в редких случаях, то, что именуется «подлетами» (с полетом не путать!). А ведь САМ-7, как теперь ясно, обладал очень хорошей перспективой, особенно в качестве истребителя-перехватчика (каковым он и был задуман): самолет получился очень компактный и, по-видимому, скоростной — его расчетная скорость должна была существенно превысить
500 км/ч…

Примерно та же участь постигла и «Стрелу» — уменьшенный и видоизмененный вариант первой «Сигмы», созданный в 1937 г. именно для экспериментальной «облетки», проверки того, как будет вести себя в воздухе самолет столь необычных очертаний. Впрочем — нет! Хотя в наиболее авторитетных источниках, включая шавровскую «Историю конструкций самолетов в СССР», и утверждается, что на «Стреле» осуществлялись почти исключительно подлеты, а «полет был проведен только по прямой», — по воспоминаниям Москалева дело обстояло иначе**. А когда на рубеже 1980–1990-х гг. были, наконец, суммированы воспоминания всех оставшихся в живых очевидцев — выяснилось, что конструктор не ошибался и не приукрашивал ситуацию: «Стрела» летала неоднократно, хорошо маневрировала в воздухе, да и при взлете и посадке вела себя далеко не столь капризно, как сперва показалось испытателям, стремившимся увидеть в столь непривычной им «тарелке» сплошные недостатки.