Архив номеров НиТ

ЗМЕИ, ДЕТИ, ИСТОРИЯ

Номер журнала: 



Клянусь, ни львы, ни тигры, ни медведи

Столь не страшны! Никто б не изобрел

Такую тварь, хотя б в горячке бредя!

А. К. Толстой «Дракон»




Вне зависимости от того, какие существа или явления «подправляли» облик Змея — смерч, мамонт, нашествие кочевников, а то и (чем черт не шутит!) пережившие свой век гигантские рептилии, — несомненно одно: отправным пунктом для сказаний о Горыныче, равно как и о прочих драконах всех стран и народов, была ненависть человека к ядовитым змеям.

Это ясно даже из названия: эпитетом «змей» наделяют самого лютого врага рода человеческого. Существует и другое ругательство — «змея подколодная». Иногда драконы впрямую сохраняют некоторые змеиные черты. Так, герой англосаксонского эпоса Беовульф, убив дракона, сам погибает от драконьего яда, проникшего ему в кровь. Ядовитым был и страшный змей Фафнир, побежденный исландским Сигурдом (немецким Зигфридом). Тема змееборчества присуща практически любому эпическому циклу, и наш Добрыня или Иван-царевич, несмотря на ряд отличий, в целом являются типичными змееборцами. Следовательно, и Змей Горыныч состоит в кровном родстве с западноевропейскими, китайскими и греческими драконами.

У змеи вообще наиболее «чуждая» внешность по сравнению с другими животными: без ног, немигающие глаза, кажется, обладают гипнотической силой, из пасти постоянно высовывается раздвоенный (!) язык. Вдобавок змея способна убивать, нанося маленькую и неопасную ранку! Достаточно поводов для страха…

И греко-римские, и библейские корни европейской культуры (германо-славянские мифы — тоже) восходят к опыту цивилизаций, которые змей знали плохо и, как ко всему неизвестному, относились к ним враждебно. В Библии змей даже стал виновником грехопадения человека.

В странах тропического пояса, где люди волей-неволей лучше были знакомы со змеями (и рептилиями вообще), картина другая. Там змеям часто воздается почет, они обожествляются. Египтяне отождествляли раскрытый капюшон кобры с солнечным диском. Существовал и культ крокодила (бог Себек), священным крокодилам даже приносились людские жертвы. В Индии боги сумели добыть себе бессмертие при помощи огромной змеи Вашуки. А у ацтеков главным богом вообще являлся Кетцалькоатль — пернатая змея!

Но даже у этих народов сочувственно описываются подвиги героев-змееборцев. Похоже, ВЕЗДЕ и ВСЕГДА человечество змей все-таки боялось. А страх может вылиться не только в ненависть, но и в испуганно-подобострастное поклонение, задабривание. Характерно — в Египте обожествлялся также африканский мангуст ихневмон, истребитель змей и крокодильих яиц! Очень уважали мангуста и в Индии: именно из местных сказок Киплинг извлек своего Рикки-тикки-тави.

Так в чем же причина столь дружной ненависти? Ядовитость, воспринимающаяся как некое «нарущение правил игры» (недаром любая отрава — и в бокале вина, и на стрельном наконечнике — практически всегда проходит по категории бесчестных методов борьбы)? Инстинктивная ксенофобия, неприятие «чуждости» облика рептилии, а особенно — рептилии безногой, немигающей, наделенной раздвоенным языком-«жалом»? Думается, не только это.