Архив номеров НиТ

Природные катастрофы и катаклизмы

  • Жизнь на бочке с бурлящей магмой. Часть 5

    Продолжение. Начало в №8-11 (2010)

    24 июня 1982 года самолет Boeing 747-200 G-BDXH, с 248 пассажирами и 15 членами экипажа на борту, выполнял один из самых длинных рейсов авиакомпании British Airways — BA-009 по маршруту Лондон — Бомбей — Мадрас — Куала-Лумпур — Перт — Мельбурн — Окленд.

    Поздним вечером, во время полета над Индийским океаном примерно в 150 километрах от острова Ява, экипаж и пассажиры стали замечать странные вещи. В салоне появился дым и ощутимо запахло чем-то горелым, на крыльях началось странное беловатое свечение, а за каждым двигателем — яркое красное зарево. Самолет в этот момент находился на высоте 11300 метров и летел по направлению к Австралии. Пока кабинный экипаж искал по туалетам и прочим закуткам источник дыма, капитан включил противообледенительную систему и на всякий случай табло «Пристегните ремни!». Однако по всем параметрам условий для обледенения быть не могло, метеолокатор не показывал никаких грозовых очагов, и природа «огней Святого Эльма» на крыле была совершенно непонятной. Ситуация изменилась через несколько минут, когда по одному стали самовыключаться двигатели. Такое не могло никому присниться и в страшном сне, чтобы четырехдвигательный лайнер с достаточным запасом топлива на борту оказался над океаном без работающих двигателей вообще! Конечно, камнем вниз он не падал — показатель аэродинамического качества современных пассажирских самолетов позволяет пролетать в режиме планера 12—17 километров на каждый километр потерянной высоты, разгоняясь за счет притяжения Земли. Однако это не очень обнадеживало: хотя до ближайшего аэропорта в Джакарте и оставалось как раз 150 километров, он был расположен на другой стороне острова, перелететь горную цепь которого высоты бы уже точно не хватило. Во время тихого планирования к поверхности океана экипаж произвел несколько десятков попыток запуска двигателей в воздухе. Через 14 минут после отказа двигателей, на высоте около 3500 метров удалось запустить двигатель №4, а следом — все остальные (один позже снова остановился, но это было уже не критично). Капитан стал снова набирать высоту, чтобы безопасно перелететь горную цепь Явы, но вскоре снова появились предвестники неприятностей — «огни Святого Эльма» и зарево за двигателями. Пришлось снова снизиться и перелетать горы на минимально безопасной высоте.

    Самолет успешно приземлился в Джакарте, никто не пострадал. Однако при осмотре лайнера были обнаружены удивительные вещи: все передние по полету поверхности, включая стекла кабины экипажа, оказались исцарапаны и стерты — будто их долго терли наждачной бумагой. В двигателях было найдено большое количество спекшейся корки неизвестного вещества, которая, как выяснилось, и вызвала их отказ.

  • Идут лавины одна за одной
    Когда внезапно обрушивается огромная масса снега, круша все на своем пути — это катастрофа? Ученые считают лавину катастрофической, когда она характеризуется редкой повторяемостью, распространяется далеко за пределы места своего образования, вызывает человеческие жертвы и наносит значительный материальный ущерб.
  • Уаскаран. Красно-черный лед
    Жители сначала услышали отдаленный гул, а потом вздрогнула и затряслась земля. Вертикальные и горизонтальные толчки разрушали дома, пучилась волнами и оседала земля, кругом зияли трещины. Десятилетиями копившаяся в земной коре энергия бушевала всего несколько минут. Но эти минуты уничтожили то, что создавали миллионы людей годами. Очаг землетрясения находился в Тихом океане, примерно в 130 километрах от горы Уаскаран, но сотрясения земли расшатали на склоне горы скалы и лед. Со склона горы сорвался ледниковый язык и плюхнулся в озеро Льянгануко. Сила удара была такова, что из озера выплеснулся поток воды, камней и грязи объемом примерно 50 миллионов кубометров. Вместе с ними стали обрушиваться и рыхлые отложения. Так образовалась каменно-ледяная лавина, объем которой составлял приблизительно 100 миллионов кубических метров. Несясь вниз по склону, набирая скорость и увеличиваясь в размерах, лавина быстро сделалась гигантской. Ученые предполагают, что в некоторых местах скорость лавины могла достигать 1000 километров в час, что кажется совершенно невероятным. Но об этом свидетельствуют факты «выстреливания» каменных глыб на расстояние в четыре километра. Зарываясь в землю, глыбы оставляли над собой воронки диаметром до тридцати метров. Самая большая из этих глыб весила 65 тонн.
  • Грядущий кошмар Сарезского озера


    Сарезское озеро одно из самых молодых в мире — ему еще нет и ста лет. Красивейший водоем природа превратила в экологическую бомбу. Если она взорвется, произойдет одна из величайших катастроф в истории человечества.
    6 февраля 1911 года в 18 часов 41 минуту произошло землетрясение, в результате которого произошел обвал горных пород объемом в 2,3 км3 в ущелье почти километровой глубины, где протекала река Мургаб. Магнитуда сейсмоудара составила 7,4 балла по шкале Рихтера. Обвал образовал естественную плотину высотой 560 метров, не имеющую себе равных в мире. Воды нескольких сотен рек и ручьев, берущих начало из гигантских памирских ледников, попали в безвыходную ситуацию и, заполнив ущелье перед завалом, образовали новое озеро.