Архив номеров НиТ

Обратная сторона

  • Глаз в символике разных религий. Часть 6

    Окончание. Начало в №6-10 (2011)

    Расположения богини счастья Фортуны ищет каждый человек, но никто не знает, что надо делать, чтобы понравиться ей. В жизни часто бывает, что человек умный и достойный терпит неудачу и не получает награды за свои труды, а человек пустой и ветреный буквально осыпан милостями Фортуны, как из рога изобилия. Поэтому ее изображают с повязкой на глазах, так как она не видит, кого она любит. «Случай слеп! — считали древние римляне. — Никто не ведает, как повернется колесо Фортуны. Даже сама богиня».

    Слепота приписывалась и изображению «синагоги», воплощению еврейства, которое «в своей слепоте не узнало Иисуса как истинного избавителя».

    В изобразительном искусстве эпохи Ренессанса некоторые персонифицированные фигуры изображены с повязками на глазах. Таковыми предстают Невежество и Скупость, что символизирует их моральную и духовную слепоту, мрак греха и невежества. У греческой богини неотвратимого возмездия Немесиды глаза завязаны вследствие того, что она действует наобум, вслепую, а у персонифицированной Справедливости, держащей в руках меч и весы, повязка на глазах выражает беспристрастность. С завязанными глазами изображалась юстиция, поскольку правосудие должно совершаться «невзирая на лица».

    Вооруженный луком Купидон, или Амур, порхающий над влюбленными с завязанными глазами, символизирует слепоту любви. Иногда изображались сразу два Купидона: один с повязкой на глазах, а другой — без таковой. В этом случае первый из них символизировал любовь земную, чувственную, плотскую, а второй — небесную, чистую, платоническую.

    Средневековые художники, осмелившиеся запечатлеть на своих полотнах образ Дьявола, избегали изображать сатанинский взгляд Прародителя Зла. Для того чтобы не подвергнуться его губительному воздействию, дьявольские очи прикрывали нарисованными подковами — самым сильным, по мнению суеверных людей Средневековья, оберегом от сглаза.

  • Пришельцы должны быть похожи на людей?

    В последнее время отношение к инопланетянам стало гораздо серьезнее. Еще каких-то 15 лет назад большинство ученых посмеивались, когда речь заходила о грядущих контактах с братьями по разуму. И доказывали, что в обозримом пространстве никого нет и быть не может. Поскольку ближайшие звезды якобы лишены планет. А есть ли они у далеких, вообще не важно. Ведь до них не долететь, туда не позвонить — посланный сигнал достигнет адресата через сотни, а то и через тысячи лет.

    Ныне же нарастает поток сообщений о том, что, пожалуй, кто-то все-таки может жить где-то рядом с нами — в пределах 5-30 световых лет. Тут расположено примерно 130 звезд. Небезнадежна — в смысле обитаемости — даже самая близкая к нам звездная система альфа Центавра, в которую создатели фильма «Аватар» поместили планету Пандору и ее синих трехметровых аборигенов нави.

    Не так давно начал работать новейший орбитальный телескоп «Кеплер», приспособленный для поиска планет у других звезд. И по прогнозу, сделанному профессором Университета Женевы Мишелем Майором, уже скоро телескоп найдет двойника Земли. А профессору можно верить — в 1995 году он возглавлял группу астрономов, которая обнаружила первую экзопланету у звезды солнечного типа.

  • Символика глаза. (Часть 5)

    Продолжение. Начало в №6-9(2011)

    Поскольку в Святом Писании о глазе упоминается много раз, он стал символом всеведущего и вездесущего Бога. «Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» (1-е Петра 3:12). В Притчах 22:12 написано: «Очи Господа охраняют знание, а слова законопреступника Он ниспровергает».

    С древнейших времен глазу придавалось двоякое символическое значение. С одной стороны, глаз рассматривали как орган, отражающий внутренний мир человека, состояние его души, с другой — считали его органом, позволяющим наблюдать и контролировать действия людей и даже подглядывать за тем, что люди пытаются скрыть от окружающих. Оба эти значения получили разработку в христианской символике, где считается, что глаза — это зеркало души, что они обнаруживают внутренний мир человека — его эмоциональное состояние, то сокровенное, что скрыто в «душе». Отсюда проистекает употребление таких понятий, как «гордые очи», означающие на церковном языке гордыню, непримиримость, то есть понятие, противоположное христианскому смирению и, следовательно, осуждаемое церковью, и понятие «чистые очи», символизирующее непорочность, чистоту помыслов человека. Христианская символика оперирует также понятием «Око Господне» как символом божественного всезнания, всеведения, мудрости, как символом Судьбы, Промысла божия, Провидения.

  • Символика глаза. Часть 4

    Продолжение. Начало в №6-8(2011)

    В шумеро-семитской мифологии глаз олицетворяет Владыку Священного Глаза Эа или Энки, одного из триады великих богов. Это было божество мудрости, подземных пресных вод и подземного мира. Он сотворил людей из глины, чтобы избавить богов от работы по прокапыванию русел рек и гор при сотворении мира. Он предупредил Зиусудру (прототипа библейского Ноя) о Всемирном Потопе и убедил построить Ковчег.

    Энки почитался хеттами и хурритами.

    У финикийцев Кронос имел два открытых и два закрытых глаза, что означает постоянное бодрствование.

    В Древней Греции глаз символизировал Аполлона, наблюдателя небес, Солнце, которое также является глазом Зевса. Аполлон, лучезарный Феб — в греческой мифологии златокудрый, сребролукий бог — охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), покровитель наук и искусств, предводитель муз, олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида — Луну).

    В китайской и японской символике левый глаз — Солнце, правый — Луна.

  • Символика глаза. Часть 3

    Продолжение. Начало в №6-7(2011)

    Наличие пары глаз означает физическую норму и ее духовное соответствие; из этого следует, что третий глаз символизирует сверхчеловеческое или божественное.

    Это объясняется обращением к одному из значений символики числа три: так, если тройка может соответствовать активному, пассивному и нейтральному, то она также может быть соотнесена с созиданием, сохранением и разрушением. Неправильное (гетеротопическое) расположение глаз является эквивалентом ясновидения.

    Главным отличительным признаком древних богов считался мистический третий глаз, называемый иногда «глазом сердца», символ духовного зрения, сверхчувственности. Именно он позволял небожителям ясно видеть прошлое и будущее, проникать в любые тайны мироздания. Третий глаз, помещавшийся в центре лба, можно видеть на многих статуях восточных богов, на росписях в буддистских храмах. В буддизме его связывают с внутренним зрением, в исламе — с ясновидением, в индуизме — с синтезирующей силой огня.

    Ритуал Широдара известен как «массаж третьего глаза». Теплые смеси натуральных растительных масел поступают тонкой струей непосредственно на лоб в область третьего глаза. Это позволяет снять всякого рода напряжение, стресс и придает ощущение гармонии с окружающим миром.

  • Символика глаза. Часть 2

    Продолжение. Начало в №6(2011)

    Итак, один глаз: с одной стороны, он означает получеловеческое, т.к. это меньше, чем обычные два глаза. Но, с другой стороны, располагаясь во лбу, выше места, обычно отведенного для глаз, он означает нечто сверхъестественное.

    Нередко одноглазие, подобно другим формам физического уродства, связывается со злом; как правило, оно является атрибутом мифических существ, обитающих в подземном царстве, в пещерах, в преисподней.

    Греческие Грайи, безобразные слепые старухи, имели на троих лишь один глаз, который они передавали друг другу.

    Согласно Эсхилу, Персей выследил их в миг передачи глаза и забросил его в Тритоново болото. Грайи вынуждены были указать ему дорогу к Медузе Горгоне (или, в другом варианте мифа, к нимфам, у которых Персей добыл крылатые сандалии, мешок и волшебный шлем-невидимку Аида; в еще одном варианте все эти магические предметы Персей забрал у граий как выкуп за их глаз).

    Циклопы, точнее Киклопы, - три одноглазых великана, порождение Геи и Урана. В борьбе Зевса с Кроносом за власть, он, по совету их матери Геи, вывел киклопов из Тартара, чтобы те пришли на помощь олимпийским богам в войне против титанов. Киклопы выковали Зевсу громы, стрелы-молнии, которые тот метал в титанов.

    Киклопов перебил Аполлон после того, как Зевс поразил выкованной киклопами стрелой сына Аполлона Асклепия.

    Гомер в "Одиссее" повествует о том, что киклопы составляли целый народ. Среди них наиболее известен свирепый сын Посейдона Полифем, которого Одиссей лишил единственного глаза.

  • Символика глаза. Часть 1

    Глаз - один из важнейших органов человеческого тела. (Впрочем, назовите не важный орган). Ведь более 80 процентов информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Вот почему этот орган фигурирует в символике и мифологии многих культур мира. Почти всегда Глаз символизирует всеведение, Всевидящее Око, способность к интуитивному видению. Глаз - это свет, ясновидение, озарение, знание, ум, бдительность, защита. Этот важнейший орган чувств человека в символике всегда связан со светом и "способностью духовного видения"; одновременно, по воззрению древних, он является не только воспринимающим органом, но и сам посылает "лучи энергии" и считается символом способности к духовному выражению.

  • The piercing intellect of cestures, или пробивающий интеллект жестов (часть 3)

    Cержант Императорской гвардии Андриен Бургонь родился 12 ноября 1785 года в городке Конде-сюр-Эскот в семье торговца тканями. Он вступил рядовым в гвардейский полк фузелеров-гренадер и принял участие в Польской кампании 1806-1807 годов, причем был ранен в сражении при Прейсиш-Эйлау. Затем Бургонь участвовал в австрийском походе 1809 года и воевал в Испании. В 1812 году он уже в чине сержанта принял участие в походе на Россию. Сражение под Малоярославцем 24 октября 1812 года преградило путь наполеоновской армии к отступлению по плодородной местности. Поэтому отступающие наполеоновские солдаты и офицеры терпели огромную нужду в продовольствии. Голод стал повальным явлением. Часто солдаты "Великой армии" самовольно покидали строй, уходя на добычу съестных припасов. Однажды Бургоню повезло, он смог разжиться несколькими картофелинами.

  • Бородино: потери великой армии 5-7 сентября 1812 г.

    В 1842 году инспектор Главного штаба "Великой армии" барон Денье, которому был уже 61 год, наконец-то решил опубликовать список потерь "Великой армии" в сражении при Бородино. Согласно его данным, урон составил: 49 генералов, из них 12 - убито; 39 полковников, из них 10 - убито; 6547 солдат и офицеров убито, 21453 солдата и офицера ранено. Общие потери составили 28086 военнослужащих. Ниже приводятся поименные списки с уточненными данными.

    12 генералов, убитых и умерших от ран:

    Бессьер Бертран, Дама Франсуа-Огюст, Жерар Морис-Этьен, Коленкур Огюст, Компер Клод-Антуан, Ланабер Жан-Пьер, Марион Шарль-Станислас, Монбрен Луи-Пьер, Плозонн Огюст, Ромеф Жан-Луи, Шастель Луи-Пьер, Юар де Сен-Обен Леонар.

    Ошибки барона Денье:

    1. Бессьер, младший брат маршала Ж.Б. Бессьера, при Бородино командовал 2-й бригадой 1-й кирасирской дивизии Сен-Жермена и был ранен картечью в левое плечо. После своей мнимой смерти он прожил еще свыше 40 лет и умер 15.11.1854 года в возрасте 81 года в городе Шантийи, департамент Уаза.

    2. Жерар, командир 3-й пехотной дивизии 1-го корпуса Даву, не был ранен при Бородино, со временем дослужился до звания маршала и умер в Париже 17.4.1852 года.

    3. Шастель, командир 3-й легкокавалерийской дивизии 3-го корпуса Груши, также поступил вопреки подсчетам Денье, скончавшись в Париже 18.10.1826 года.

  • The piercing intellect of cestures, или пробивающий интеллект жестов (часть 2)

    Продолжение. Начало в №4 2011.

    Красавица Анна Лопухина родилась 19 ноября 1777 года и была тайно влюблена в молодого князя Павла Гагарина. В 1797 году во время коронации Павла I в Москве она приглянулась императору: ее черные глаза, длинные волосы и белоснежные зубы произвели на него большое впечатление. Затем нашлись любители выдать желаемое за действительное. Добродетели нашептали царю, что Лопухина якобы сильно влюблена и совсем "потеряла от него голову". Незамедлительно семейство Лопухиных было приглашено в Петербург и осыпано царскими милостями. В свои 22 года Анна была награждена высокими правительственными наградами: орденами Святой Великомученицы Екатерины I-го класса и Святого Иоанна Иерусалимского. Ее отец был возведен в княжеское достоинство, а мачеха в статс-дамы. Вот что женская красота с обыкновенным мужиком делает! Павел I сделал из нее фаворитку, но она отказалась стать его любовницей. Плача, она призналась, что любит другого. Озабоченный и сильно озадаченный монарх тем не менее поступил по-рыцарски. Он кардинально изменил свое решение. Император не только отказался от роли любовника, но и приказал отозвать князя Гагарина из района боевых действий в Северной Италии. Там летом 1799 года на апеннинских полях союзники под командованием Суворова громили французские армии Макдональда и Жубера. Вскоре майор Гагарин прибыл в Петербург и почти мгновенно был произведен в чин генерал-адъютанта. Император Павел I лично одобрил этот брак и присутствовал на их свадьбе, которая состоялась в Петербурге 20 февраля 1800 года. Однако супружеское счастье длилось недолго, так как Анна Гагарина умерла в 1805 году в возрасте 27 лет.

  • The piercing intellect of gestures, или пробивающий интеллект жестов. Часть 1


    Язык жестов - это общение между людьми и понимание друг друга при помощи различных частей тела. Этот язык выражается без слов с помощью рук, ног, пальцев, ладоней, головы, плеч. При этом, разумеется, случаются разночтения. Например, если провести ладонью по горлу, то это может означать "Я сыт по горло" либо "Мне хватит с головой", но может быть и неприкрытой угрозой по отношению к другому человеку: "Тебе крышка, перережут горло". Если в большинстве стран утвердительное покачивание головой сверху вниз означает "да", то в Болгарии наоборот, этот жест означает "нет". Соответственно, отрицательное покачивание головой из стороны в сторону болгары воспринимают как утверждение. Высовывание языка также воспринимается во всем мире неоднозначно. У европейцев это означает поддразнивание, у китайцев - угрозу, в Индии - гнев.

  • Символика тела. Язык. Часть 2 (Язык мой — враг мой?)

    Продолжение. Начало в №2(2011)

    С архаического времени наиболее распространенным был образ Медузы Горгоны. Обычно это подчеркнуто уродливое изображение, вызывавшее одновременно и смех, и испуг. Плутарх говорил, что подобный талисман притягивает дурной взгляд недоброжелателя, отвлекая его от жертвы. Если посмотреть античные вазы, то выяснится, что именно высунутый язык, как и змеи-волосы, является устойчивым признаком Горгоны. Горгонейон (др.-греч. Γοργόνειον, мн. ч. Γοργόνεια — «принадлежащее горгоне») — маска-талисман от сглаза с изображением головы горгоны Медузы, которым в период античности украшали здания и различные предметы (в том числе монеты) с целью оберега от зла. В искусстве Нового времени горгонейон превратился в декоративный мотив. Горгонейон — самый известный вид апотропайона — изображения, отводящего порчу. Ну, и, конечно же, нельзя обойти вниманием большое количество изображений Горгоны.

    Точная дата начала использования этого охранного талисмана неизвестна. В античность он был чрезвычайно популярен, о чем свидетельствует большое количество дошедших археологических свидетельств. Лицо, искривленное в гримасе, с высунутым языком и кабаньими клыками встречается уже в финикийском искусстве, еще до греческих мастеров, которыми он был воспринят и постепенно преобразован. Также место зарождения данного изображения ищут в Древнем Египте. Схожее изображение женщины обнаружено в минойском искусстве (найдена в Кноссе, относится к 1500—1450 г. г. до н. э.). Таковы, например, этрусские изображения Горгоны с высунутым языком или же Диск-фибула с изображением Горгоны

  • Символика тела. Язык. Часть 1 (Язык мой — враг мой?)

    Многолетняя работа художника не раз ставила передо мной задачу: выразить некую идею с помощью символа. Иногда необходимый символ лежал на поверхности, а иногда требовались длительные поиски нужного знака, эмблемы, атрибута. Постоянно сталкиваясь на практике с необходимостью иметь хотя бы начальные знания о символике, я занялась изучением этой области. Передо мной открылся увлекательный мир, и многие знаки оказались ключом, открывающим бездны истории народов, представления об эволюции мира, сказочного, мифологического восприятия природы различными народами.

    Современный человек живет в мире различных знаков. Мы даже перестаем замечать, насколько символично наше существование. Эти знаки окружают человека повсюду: гербы, пиктограммы, знаки регулировки движения, товарные знаки, эмблемы общественных, международных, религиозных организаций, орнаменты, знаки валют, религиозные и политические символы, арифметические, химические, астрологические знаки — вот далеко не полный перечень различных символов, властно вторгающихся в нашу жизнь. Кроме них имеются еще прикладные символы, составляющие обширный класс. Это — все те условные знаки, которые возникли на протяжении развития наук и искусств для обозначения разных понятий в этих отраслях знаний. Это — топографические знаки, военно-морские, филателистические, генеалогические и др. Современное общество пользуется в основном знаками, которые просты и не несут в себе многообразно раскрывающихся смыслов. Знак лаконичен, его язык конкретен. Знак доллара, знак евро, парковки, кемпинга, обеда, остановки, логотип фирмы и множество других бытовых знаков, которые предыдущие эпохи не использовали. Мы постоянно встречаемся с символами в нашей жизни, пользуемся ими и воспринимаем их как часть нашей жизни, которая без символов, конечно, была бы намного беднее.

    Говоря о символах, нельзя не упомянуть великого мыслителя Э. Кассирера (1874—1945), который считал, что человек — это «символическое животное», а всю историю человечества можно рассматривать через призму символики. С помощью символов люди упорядочивают окружающий их мир. Язык, мифология, религия, искусство, наука оперируют символами. Мир меняется, и меняются его символы, какие-то остаются историческим достоянием, какие-то активно влияют на нашу жизнь.

  • Анамнез гриппа

    Первые упоминания о гриппе были отмечены много веков назад — еще в 412 году до н.э. Именно тогда небезызвестный Гиппократ описал похожее на грипп заболевание. Многократные описания эпидемий гриппа встречаются в средние века. Гриппоподобные вспышки были отмечены в 1173 году. Начиная с XII века, человечество подверглось более чем 130 вирусологическим атакам — примерно столько раз возникали эпидемии и пандемии гриппа. Первая задокументированная пандемия гриппа, унесшая много жизней, случилась в 1580 году.

    Более 800 лет, т.е. со времен первой, исторически зафиксированной эпидемии гриппа (1173 г.), до второй половины XIX столетия, ученые не относили его к контагиозным болезням. И тому были веские основания. Считалось, так как грипп молниеносно охватывает крупные населенные пункты и страны, то эта болезнь вызывается миазмами — вредоносными природе человека началами, распространяющимися на большие расстояния с потоками воздуха. В 1880—1990-х годах миазматическое учение отступило перед другой версией — контагиозной, т.е. когда болезнь распространяется путем передачи их возбудителя от зараженных людей (животных) здоровым при непосредственном контакте.

  • 10 фактов из истории чая
    Согласно древнему преданию, китайский император Шэнь-нун в 2737 году до н.э. странствовал в поисках целебных трав. В своем путешествии он пользовался небольшим котлом на треножнике, в котором кипятил воду для лечебных отваров. Однажды в котел с кипятком упали несколько листочков с чайного куста. Шэнь-нун отведал получившийся напиток и поразился его удивительному вкусу, а также приливу бодрости в теле. С тех пор, как гласит легенда, Шэнь-нун пил только чай, предпочитая его другим напиткам. Однако делиться своей находкой китайцы не спешили. Правители Поднебесной столетиями оберегали чай как национальное достояние: вывоз из страны семян или саженцев чайного дерева карался смертью.
  • Что было раньше: наука или техника?
    Современный человек живет в мире вещей и устройств, которые, как нам порой кажется, существуют испокон веков. Но когда-то ничего этого не было, и в древние времена приходилось начинать с нуля и все придумывать самим.
  • Десять фактов из истории «Титаника»

    Особенность «Титаника». «Титаник», английский лайнер типа «Олимпик», заложен на верфях судостроительной компании «Харланд энд Вольф» в Куинс-Айленд (Ирландия) 31 марта 1909 года), спущен на воду 31 мая 1911 г., прошел ходовые испытания 2 апреля 1912 г. «Титаник» был построен так, что мог оставаться на плаву при затоплении любых двух из его 16 водонепроницаемых отсеков, любых трех из первых пяти отсеков, или же всех первых четырех отсеков.

  • Вдохновение на заказ



    Появление множества новых машин и станков вызвало потребность в разработке двигателей. Появление паровых машин дало толчок к разработке средств подвоза. Появление двигателей и транспортных машин повлекло разработку и изготовление металлообрабатывающих станков. И если окинуть пытливым взглядом историю науки и техники, то можно прийти к выводу, что серьезные изобретения делались на заказ.
    Бытует мнение, что великие изобретения и открытия совершались благодаря счастливой случайности или внезапному вдохновению, реже — вследствие настойчивого высиживания за канцелярским столом. Мол, именно благодаря яблоку Ньютон открыл закон всемирного тяготения! А на самом деле сказку о падающем яблоке ученый сочинил для своей любимой племянницы Катерины Кондуит, чтобы популярно изложить девушке суть открытого им закона. Сам Ньютон писал, что не он первый задумывался о природе тяготения, а он лишь догадался, по какому закону изменяется сила земного притяжения на огромных расстояниях от Земли. Сам закон же был сформулирован, когда были проведены более точные измерения.

  • Православие. 10 фактов

    1. Название. Термин “православие” означал в раннехристианские времена истинную веру всей Церкви (от греч. oρθοδοξία[ортодоксия] — “правильное суждение”, “правильное учение”). Современный термин обозначает одно из направлений в христианстве, оформившееся на востоке Римской Империи в течение I тыс. н. э., которое исповедует Никео-Цареградский Символ веры и признает постановления семи Вселенских Соборов.

    2. Великий раскол. В 1054 году произошло разделение Церкви на Римско-Католическую на западе, с центром в Риме, и Православную на востоке, с центром в Константинополе.

  • Профессии писателей (Alter ego)

    Иван Андреевич Крылов раннее детство провел в Оренбурге, где служил его отец, Андрей Прохорович, описанный в «Капитанской дочке» Пушкиным. В 1775 году, за 3 года до смерти отца, семья переезжает в Тверь. Здесь, вероятно, Крылов и получил образование в небольшой частной школе при губернаторе. В те же годы он начал обучаться игре на скрипке и достиг к юношескому возрасту серьезных успехов в этом деле.
    С 8-летнего возраста Крылов — подканцелярист в Калязинском нижнем земском суде, а через следующий год его переводят в Тверской губернский магистрат. Чем он там занимался и получал ли жалование — неизвестно. С июля 1782 года, сказываясь больным, Иван Андреевич не являлся на службу, и только в апреле следующего года его хватились.

  • Десять фактов из жизни Карлоса Кастанеды.

    1 Рождение. Точных сведений о месте и времени рождения Карлоса Кастанеды нет. Одна из наиболее распространенных версий гласит о том, что будущий антрополог и ученик индейских шаманов родился 25 декабря 1935 года неподалеку от бразильского города Сан-Паулу в обеспеченной семье. Отцу на момент рождения было около 17 лет, а матери около 15. Но мать рано умерла, и воспитанием Карлоса занималась одна из ее сестер. По другой версии Кастанеда родился в 1925 году в Перу в городе Кахамарка. Сам Кастанеда иронично относился к этим версиям, не подтверждая их и не опровергая.

  • ЖИВОТНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В ЗВЕРЕ

    Долгое время основные постулаты этой статьи были как бы «запретной темой». Да и сейчас в определенном смысле остаются таковой. Впрочем, ни философия, ни религиозные соображения не могут отменить того факта, что критерии этики (которыми руководствуется как отдельно взятый человек, так и общество в целом) в определенной степени базируются на поведении общественных животных. Пожалуй, для религиозного сознания признать этот факт особенно мучительно: даже лучшие из пастырей (например, Александр Мень, с которым автор именно по этому поводу одно время состоял в переписке) не находили в себе сил увидеть прото-этику в поведении существ, согласно догмату, лишенных «искры Божией». Впрочем, представители чисто общественных наук склонны реагировать не менее бурно, приводя стандартные доводы типа «Для холерного вибриона невозможны ни “добро”, ни “зло”: это исключительно человеческие понятия!»