Архив номеров НиТ

ВРЕМЯ ПРЕДТЕЧ

Номер журнала: 



В XIX — начале XX столетий в Европе существовало несколько «запоздавших государств». Германия, сумевшая объединиться, да и то весьма условно, только после 1871 года; Италия, объединившаяся в это же время; Австро-Венгрия, больная несварением желудка... И, конечно, Россия.

В эпоху кризисов в обществе особенно сильно проявляется надежда на нечто неведомое, спасительное. А используют эту надежду в своих целях либо мистические фанатики, либо рационалистические негодяи.

Карбонарии и гарибальдийцы, анархисты и коммунисты, масоны и розенкрейцеры, ариософы и антропософы, мистики и фашисты — спектр был весьма широк, идеи разнообразны, а практика почти перманентно связана с насилием...



Идеи



Собственно об Австро-Венгрии можно было бы отдельно от Германии и не говорить. Но именно тут, в Дунайской монархии, вызов цивилизации ощущался наиболее остро. Страна, в которой титульная германская нация составляла меньшинство, была особенно чувствительна к различного рода «измам». А уж к национализму — особенно.

И Муссолини, и Ленин первоначально были лидерами партий, входивших во Второй Интернационал. Идеи же Гитлера и его окружения, вероятно, так и остались бы на периферии истории, если бы им не предшествовали идеи Елены Блаватской и Георгия Гурджиева. Лишь следом за ними явились «предтечи» второго поколения — Розенберг, Шейбнер-Рихтер, Шварц-Бостунич...

Впрочем, будем справедливы: не окажись питательной почвы — не взошли бы и посевы. После поражения 1866 года среди австрийских немцев стала весьма популярной идея Kleindeutsch (малого немецкого объединения). Сторонники этой идея выступали за присоединением (Anschluss) немецких провинций Австрии к новому Германскому рейху. Многие из этих людей объединялись в различные общества (ферайны — Verein), занимавшиеся спортом, хоровым пением и краеведением. Круг главных интересов обозначался в этих обществах как «Völkisch» — можно сказать, «Народничество»: изучение национальных обычаев и ритуалов, народных немецких нравов и легенд... В 1886 году Антон Лангтаснер основал в Зальцбурге союз ферайнов, он же Немецкий союз — Germanenbund.

Естественно, Габсбурги относились ко всем этим «völkisch Verein» без особого восторга. Ведь в воссоединенной вокруг Берлина Германии для австро-венгерских монархов места не находилось. В 1889 году Немецкий Союз был правительством двуединой монархии распущен, но в 1894 году вновь возник, теперь уже как Союз Немцев. В 1900 году в этот союз входило более чем 160 ферайнов.

Члены многих ферайнов демонстративно носили голубые фиалки, которые, как считалось, были любимым цветком Бисмарка, и пели на публичных митингах и банкетах «Die Wacht am Rhein». В этих союзах царил дух пруссофильства.

Талантливый пропагандист Георг фон Шонерер (1842—1921) страстно проповедывал идеи пангерманизма. Согласно его взглядам, единственным критерием всех гражданских прав была принадлежность к немцам «по крови». Он активно печатался в различных националистических газетах, но в 1888 году, после осуждения за изнасилование, был вынужден отойти от политической деятельности.

С конца XIX века в Австро-Венгрии, и особенно в ее столице Вене, начало расти влияние евреев.

Так, в период 1857—1910 гг. численность евреев в столице увеличилась с 6000 до
175 000, что составляло более 8% всего населения города. Немецкие националисты ощущали в евреях таких же враждебных конкурентов, как и в славянах. И даже, возможно, более опасных, так как между евреями и немцами не существовало языкового барьера.

Гитлер говорил: «Я нахожу смешение рас в имперской столице отвратительным. Этот базар чехов поляков, венгров, украинцев, сербов и хорватов невыносим. Город кажется воплощением расовой нечистоплотности».

<