Архив номеров НиТ

Боевые корабли

  • Большая дубинка Дяди Сэма


    Современные авианосцы — это наиболее крупные корабли в составе военно-морского флота большинства ведущих морских держав. Главное их назначение — обеспечение деятельности так называемой авианосной или палубной авиации. Самолеты авианосной авиации — специальные машины, имеющие минимальный пробег при посадке, способные взлетать с помощью катапульт, оснащенные специальным оборудованием для полетов над морем и вооруженные для действий против морских, наземных и воздушных целей. Ныне авианосный флот мира несет примерно 1 250 самолетов, 1 000 из них находятся на американских кораблях.

  • Корабли Каспийской флотилии


    Новостные ленты всего мира облетела весть: «Четыре корабля Каспийской флотилии — флагман «Дагестан», «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг» — осуществили удар по боевикам Исламского государства с помощью гиперзвуковых крылатых ракет 3М14 «Калибр» по 11 наземным целям, находящимся на удалении около 1 500 км». Что же собой представляют эти корабли и эти ракеты? «Град Свияжск» и однотипные «Углич» и «Великий Устюг» — малые ракетные корабли (МРК) проекта 21631 (шифр «Буян-М»), которые несут по восемь ракет типа «Калибр». Введены в строй, соответственно, 27.07.2014, 12.09.2014 и 14.08.2015.

  • О создании подводных лодок с единым дизельным двигателем


    После первой мировой войны сложилась определенная структура энергетической установки подводных лодок, которая существует и поныне на всех лодках, кроме атомных, с применение двух двигателей: для надводного плавания — дизельного двигателя и для подводного плавания — электродвигателя с питанием от аккумуляторной батареи.
    Такие подводные лодки (ПЛ) не имеют возможности длительно плавать в подводном положении из-за ограниченной емкости аккумуляторных батарей, и, по существу, их следовало бы называть «ныряющими».
    В 1930–1940 годах в Германии и в СССР проводились интенсивные научно-исследовательские и экспериментальные работы с целью увеличения продолжительности плавания ПЛ в подводном положении. Основное направление этих работ — создание двигателя, способного работать как в подводном, так и в надводном положении ПЛ. На начальном этапе этих работ в Германии, не отказываясь от принятой структуры энергоустановки, состоящей из двух двигателей (дизель + электродвигатель), успешно внедрили устройство под названием «шноркель» (нем. SchnÖrckel — дыхательная трубка), в СССР оно получило название РДП (Работа Дизеля под Перископом).

  • Ракетные атомные подводные лодки России. Часть 2


    Исследования облика ракетной подводной лодки 4-го поколения велись в нашей стране с 1978 г. Проработка проекта пр. 955 «Борей-1» с комплексом БРПЛ Д-31 и пр. 935 «Борей-2» с комплексом БРПЛ Д-35 начаты в ЦКБ МТ «Рубин» под руководством генерального конструктора С. Н. Ковалева по постановлению СМ СССР в ноябре 1985 г. Начиная с 1990 г.
    разработка пр. 955 «Борей» с ракетным комплексом Д-31 велась под руководством главного конструктора
    В. Н. Здорнова. При разработке проекта планировалось строительство серии в 14 ПЛАРБ. Но к тому времени обстановка в мире изменилась. Это наложило свой отпечаток и на облик перспективного атомохода. Было решено отказаться от гигантских размеров и экзотической компоновки пр. 941, вернувшись к классической схеме подводной лодки с одним прочным корпусом.
    Согласно первоначальным планам лодку предполагалось вооружить ракетным комплексом нового поколения. Мощные твердотопливные ракеты с РГЧ должны были оснащаться системой спутникового наведения, позволяющей существенно повысить точность стрельбы.

  • Ракетные атомные подводные лодки России


    В настоящее время подводные лодки имеют ВМФ 33 стран. В начале ХXI века в состав флотов стран НАТО входили 217 подводных лодок (в том числе ПЛАРБ — 23, ПЛА — 101). Из всех ВМФ мира только пять флотов имеют подводные лодки с атомными двигательными установками: американский, российский, английский, французский и китайский. О начале создания собственного проекта атомной подводной лодки, названного ATV — «Advanced Technology Vessel», Индия объявила в 1985 году. По состоянию на 2014 год головной корабль INS «Арихант» достроен, спущен на воду и проходит испытания. Второй «Архидаман» и третий корабль находятся в постройке, их корпуса перевезены с завода L&T в Хазире на основную верфь, а спуски на воду назначены на 2014 и 2015 годы. Таким образом, Индия практически стала шестой страной мира, на вооружении которой состоит ядерная субмарина.

  • Китайские корветы проекта 056


    с начала 90-х годов прошлого века военно-политическое руководство КНР развернуло обшир-ную программу модернизации флота. На смену пусть физически новым, но морально устаревшим кораблям, базировавшимся на советских проектах 50-х годов, на-чали приходить вполне современные боевые единицы. Однако ресурсы Китая все-таки не безграничны. Это потребовало определиться с приоритетами. Обновление флота шло, так сказать, сверху донизу: начали с эсминцев, затем перешли к фрегатам. А вот кораблям прибережной зоны пришлось ждать своей замены достаточно долго.

  • Эсминцы типа «Спрюенс». Часть 2


    Если силовая установка является своеобразным сердцем корабля, то его мозгом, вне всякого сомнения, можно назвать боевой информационный центр (БИЦ). На «Спрюенсе» он размещен на втором ярусе надстройки, под ходовым мостиком, и разделен на две части. Меньшую, содержащую четыре консоли операторов, окрестили «аллеей сонаров». Она была отделена от основной части БИЦ, чтобы обеспечить надлежащие условия для работы гидроакустиков. Во второй, значительно большей части БИЦ, находятся пульты управления других боевых и электронных систем — 20 консолей, размещенных по периметру помещения. В центре помещения размещены штурманский стол и кресло командира корабля.

  • Эсминцы типа «Спрюенс». Часть 1


    После окончания Второй мировой войны США начали массовую демобилизацию флота, одновременно приступив к разработке новой стратегии на случай, если «холодная война» со вчерашним союзником — СССР — перейдет в «горячую» фазу. В 1946 г. командующий морскими операциями (т.е. главнокомандующий ВМС США) Честер Нимиц предложил концепцию «морского контрнаступления», главной силой которого должны были стать авианосные и десантные соединения. Предполагалось, что флот сможет взять СССР «в осаду», и в конечном итоге одержать победу. Однако подсчет наличных сил показал, что для решения этой задачи катастрофически не хватает эскортных кораблей.

  • Использование импортных гидроакустических станций противолодочными кораблями ВМФ СССР в Великой Отечественной войне


    Успехи германских подводных лодок в годы Первой мировой войны потребовали создания таких средств обнаружения, которые бы позволяли «видеть» субмарину под водой. Такие средства были созданы к концу войны. По принципу действия приборы освещения подводной обстановки делились на пассивные (шумопеленгаторы) и активные (гидролокаторы). Наибольшее значение имело создание последних.
    Гидролокатор, получивший наименование «Асдик», был разработан во Франции. Название прибора произошло от сокращенного наименования международной комиссии по выработке мер борьбы с подводной опасностью — Anti Submarine Defense International Commitee (ASDIC). С 1917 года он стал устанавливаться на английских, французских и американских кораблях. Уинстон Черчилль считал создание «Асдика» одним из величайших изобретений в военной области.

  • Использование РЛС, поставленных по ленд-лизу, советским военно-морским флотом


    Радиолокационные средства наблюдения, появившиеся на вооружении военно-морских флотов накануне Второй мировой войны, нашли в ходе ее широкое применение. К сожалению, в этом вопросе Военно-морской флот Советского Союза значительно отставал от флотов западных союзников. Разработки радиолокационных станций (РЛС) начались в СССР еще в 1933 году. К 1939 году была разработана первая серийная РЛС обнаружения воздушных целей типа РУС-1. Более совершенная станция типа РУС-2 «Редут» была принята на вооружение 26 июля 1940 года. Для ВМФ был разработан корабельный вариант «Редут-К», установленный в апреле 1941 года на крейсере «Молотов» Черноморского флота.

  • Игрушки Дона Педро


    Гражданская война, начавшаяся в Бразилии в 1893 году, продолжалась уже второй месяц. 22 ноября повстанцы решили ввести в дело старый броненосец «Жавари», который все равно стоял совершенно без дела.
    Рано утром корабль подошел к правительственным фортам и открыл огонь. Казалось, что дела происходят по уже знакомому сценарию: флот инсургентов и правительственные форты обменивались градом снарядов, при этом совершенно не нанося повреждений друг другу.
    Но в этот день было что-то не так. Практически сразу же стало заметно, что, хотя орудия броненосца и ведут частый огонь, команда покидает корабль. Наконец, примерно в полдень повстанцы, находящиеся на берегу, поняли в чем дело: броненосец медленно, но верно тонул. Но надо отдать должное бразильским комендорам: они стояли до конца. Всего за минуту до того, как броненосец перевернулся и пошел на дно, он дал свой последний залп.

  • Норвежские «путешественники». Фрегаты типа «Фритьоф Нансен»


    По состоянию на начало 90-х гг. прошлого века основу эскортных сил Норске Марине — ВМС Норвегии — составляли пять фрегатов типа «Осло». Корабли эти, спроектированные на основе американских фрегатов «Дили» и построенные в середине 60-х гг., были крайне устаревшими, сильно перегруженными оборудованием и вооружением, с архаичными одновальными паротурбинными энергетическими установками. Словом, необходимость их замены вполне назрела. Но если в случае с ракетными катерами и минно-тральными силами развитая норвежская судостроительная промышленность обеспечивала обновление корабельного состава собственными силами, то гораздо более сложные в техническом отношении фрегаты требовали участия в международной кооперации на этапах как проектирования, так и постройки кораблей. Поначалу командование Норске Марине связывало свои надежды с европейским проектом NFR-90.

  • Новейшие экспортные проекты патрульных кораблей ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро»


    В начале XXI века ключевыми для ВМС многих стран стали программы строительства корветов и фрегатов. При этом первое место по востребованности на рынке заняли корветы. Это небольшие по водоизмещению, относительно недорогие, но насыщенные вооружением и радиоэлектронными средствами корабли, которые могут эффективно решать множество разнообразных задач.
    В данном секторе ОАО «Северное ПКБ» может предложить потенциальным заказчикам две современные разработки.
    Прежде всего, это патрульный корабль проекта 22460Э, спроектированный на базе существующего пограничного корабля проекта 22460 класса «Рубин». Корабли проекта 22460 предназначены для охраны государственной границы, территориальных вод, континентального шельфа, для проведения аварийно-спасательных работ, а также для осуществления экологического контроля и ликвидации последствий природных бедствий. Наряду с охраной государственной границы задачей кораблей такого класса является борьба с терроризмом и морским пиратством. Корабли проекта 22460, которые справедливо называют кораблями нового поколения, проверены морем и хорошо себя зарекомендовали.

  • Эсминец ВМС США «Zumwalt». Четырнадцать тысяч тонн чистой демократии


    Нельзя не признать, что в период с 90-х годов прошлого века геополитическая картина мира претерпела кардинальные изменения. Вместе с ней изменились и военные доктрины стран, занимающих в мире лидирующие позиции.
    Советский ВМФ, что бы сейчас не говорили о его несбалансированности, низкой боеготовности и недостаточной боевой эффективности, несколько послевоенных десятилетий представлял реальную угрозу флоту американскому, являясь его самым серьезным (да, пожалуй, и единственным) вероятным противником.
    Вскоре после уничтожения СССР Пентагон начал постепенную переориентацию флота на локальные конфликты. Основными задачами стали операции в прибрежной зоне, в том числе поддержка высадки десанта, а также зональная противовоздушная/противоракетная оборона (ПВО/ПРО). Противолодочная (ПЛО) и противоминная оборона (ПМО) кораблей и соединений также были определены в контексте завоевания господства в прибрежной зоне.

  • Мистраль. Часть 2


    Сама идеология такого корабля в корне ломает принцип и тактику действий российской морской пехоты. В советском флоте преобладало стремление высаживать десант с корабля одним эшелоном, в котором обязательно должно было быть полноценное подразделение со всеми штатными средствами усиления. А значит, принимая в состав флота Mistral, наш флот скатится до примитивного уровня использования кораблей-транспортов, способных, по сути, лишь перебрасывать на уже подготовленный берег более или менее крупные соединения войск.
    В свете вышесказанного весьма примечательно широко цитируемое изречение главкома ВМФ РФ Владимира Высоцкого, якобы заявившего, что такой корабль «позволил бы нашему Черноморскому флоту выполнить миссию (в Грузии) за 40 минут, а не за 26 часов». Не верится, что главком флота не понимает реальных боевых возможностей «француза».

  • Мистраль. Часть 1


    Вот уже более года не утихают страсти вокруг темы приобретения для российского флота универсального десантного корабля типа Mistral (головной корабль проекта BPC 160) ВМС Франции. Впервые широкая публика услышала о возможности этого после посещения главкомом ВМФ РФ Владимиром Высоцким в октябре 2008 года выставки EURONAVAL в Париже. Там он вроде как случайно зашел на стенд военно-морского концерна Франции Direction des Constructions Navales Services (DCNS) с моделью «Мистраля» на самом видном месте, где заявил: «Нас интересует возможность как проведения совместных разработок, так и прямые закупки некоторых типов французского оборудования».
    Затем целый год шел таинственный процесс переговоров между российской и французской стороной. Правда, практически никаких конкретных комментариев на эту тему не обнародовалось, но в дискуссиях на означенную тему не отметился, что называется, лишь ленивый. И когда в конце ноября в Санкт-Петербург с дружественным визитом пришел военный корабль ВМС Франции, то, как нетрудно догадаться, им оказался именно «Мистраль». Французы — народ практичный, и дизтопливо зря жечь не будут. Следовательно, переговоры вступают в решающую фазу. Чем же чревато такое приобретение для России?

  • "Кавур выходит в море". Первый авианосец Италии


    В отличие от большинства других морских держав, военно-политическое руководство Италии в ХХ веке довольно скептически относилось к авианесущим кораблям. В его среде преобладало мнение, что в ограниченной акватории Средиземного моря вполне можно обойтись авиацией берегового базирования. Единственная попытка создать авианосец «Акуила» путем переоборудования пассажирского лайнера «Рома» во время Второй мировой войны так и осталась нереализованной. В послевоенный период итальянский флот продолжал поиски «собственного пути», воплощенные в крейсер-вертолетоносец «Витторио Венетто», вступивший в строй в 1969 г. Боевые возможности этого корабля оценивались специалистами довольно невысоко, а среди моряков он даже получил ироничное прозвище «Большой евнух». К средине 80-х гг. «Витторио Венетто» годился к использованию лишь в качестве учебного корабля, в роли которого он и служил до 2003 г., после чего попал в резерв и окончательно был выведен из состава флота 29 июня 2006 г.
    «Похоже, русские сегодня гуляют, сэр, — после долгой паузы сказал своему командиру один из младших офицеров, — вот это фейерверк!» Русские в самом деле в этот день гуляли, отмечая успех операции «Бегемот»: впервые в мире подлодка сразу выпустила весь свой ракетный боекомплект. Об истории этой уникальной стрельбы и связанных с ней обстоятельствах пойдет сегодня речь...

  • Корабли «Северного ПКБ»


    Петербургский международный военно-морской салон по праву считается одним из ведущих мировых форумов в своей сфере. В 2011 году он проводится уже пятый раз и, как и прежде, привлекает к себе повышенное внимание специалистов разных стран мира и, прежде всего, потенциальных партнеров России в сфере военно-технического сотрудничества. Вместе с тем, новейшие разработки в области военно-морской техники и вооружений, предлагаемые вниманию участникам и гостям выставки, помогают обмену самым современным опытом, способствуют модернизации Военно-морских сил России и судостроительной отрасли, стимулируют инновационное развитие многих отраслей науки и производства.

  • Боевые тримараны как корабли будущего


    В августе 2000 года был спущен на воду первый тримаран, вошедший в состав военно-морских сил, — корабль ВМС Великобритании «Triton», процесс строительства и испытаний которого вызвал пристальное внимание как военных специалистов мировых держав, так и всех, интересующихся перспективами развития военного кораблестроения.

  • Подводные авианосцы страны Ямато". Часть 2


    Японские авианесущие подлодки были в максимальной степени задействованы в ходе подготовки и для обеспечения удара по главной базе американского Тихоокеанского флота Перл-Харбор в декабре 1941 года. Командование Объединенного флота, остро нуждалось в разведывательной информации, поэтому уже за месяц до нанесения удара на передовые позиции были выдвинуты все имеющиеся на тот момент авианесущие подлодки, во главе с флагманскими — 1-7,1-8,1-9. Подводные лодки 1-15, 1-17, 1-19, 1-21, 1-23, 1-25 вошли в состав 1-ой группы подводных лодок под командованием контр-адмирала Сато Цутому и с 6 декабря заняли позиции к северу от острова Оаху с задачей атаковать корабли противника. 1-7 возглавила 2-ю группу подводных лодок под командованием адмирала Сигегеру, в которую входили также 1-5 и 1-6. 2-я группа заняла позиции между островами Молокай и Оаху. 3-ю группу подводных лодок под командованием контр-адмирала Сигееси, патрулирующую океан к югу от Гавайских островов, возглавила флагманская лодка 1-8.

  • Подводные авианосцы страны Ямато. Часть 1


    Подводные лодки, в их современном виде, и самолеты появились на "полях сражений" в одно время — в начале XX века. В 1914 году в составе флотов крупных морских держав насчитывалось более 250 подлодок и сотни самолетов. Правда, если подводные лодки изначально создавались для вооруженной борьбы на море, то самолеты в своем большинстве были еще безоружными. Военные просто пока недооценивали ту огромную роль, которую самолеты могли сыграть в боевых действиях, оставляя за ними в основном разведывательные и курьерские функции.

  • Новые корветы для Бундесмарине


    Одним из главных компонентов ВМС ФРГ в годы холодной войны были довольно многочисленные соединения боевых катеров — торпедных, а со средины 70-х гг. прошлого века — ракетных, предназначенных для борьбы с кораблями Варшавского договора в акватории Балтийского моря. По состоянию на 1990 г. Бундесмарине насчитывали в общей сложности сорок ракетных катеров проектов 143, 143А и 148, сведенных в четыре эскадры. Политические изменения, имевшие место в конце ХХ века, отразились и на задачах ВМС теперь уже объединенной Германии.

  • Корабли будущего


    Причина этого в том, что широко разрекламированная программа проектирования и серийной постройки новейших эсминцев УРО типа «Зумвальт» (DDG-1000), на которую ВМС США потратили не один год и огромное количество средств, уже не просто пробуксовывает, а оказалась в самом что ни на есть реальном тупике. А все потому, что расчетная закупочная стоимость одного серийного корабля возросла уже до 6 млрд. долл.
    Получается, что программа перспективного эсминца УРО подпадает под поправку Нанна–Мак-Карди и теперь Пентагону предстоит заново доказывать американским законодателям «настоятельную необходимость» данного образца военно-морской техники для обеспечения национальной безопасности США на должном уровне.
    Кроме того, в случае роста расходов по программе более чем на 25% от ранее запланированного объема данная программа подлежит немедленному закрытию — за тем исключением, когда министр обороны лично направит Конгрессу служебную записку, в которой детально изложит причины такого существенного роста расходов, документально обоснует необходимость ее продолжения «вследствие высокой важности для национальной безопасности и отсутствия равнозначного альтернативного решения при более низкой стоимости», а также гарантирует, что дальнейшего увеличения бюджета данной программы не будет и менеджмент программы сумеет это обеспечить.