Архив номеров НиТ

Бронекаталог

  • Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути… Советские тяжелые и специальные бронепоезда межвоенного периода


    Прошлый выпуск «Бронекаталога» (НиТ № 9 2015 г.) был посвящен легким бронепоездам Красной Армии межвоенного периода, а в этом речь пойдет об их «старших братьях» — тяжелых бронепоездах. Здесь нужно напомнить, что термины «легкий» и «тяжелый» относились не к массе бронепоезда, а к его огневой мощи — калибру и количеству установленных на нем орудий. Так, если типовые артиллерийские бронеплощадки легких бронепоездов Красной Армии вооружались двумя 76-мм орудиями, то тяжелые имели только одно орудие, но большего калибра — 107 мм. К 1930 году в боевом составе РККА оставалось семь тяжелых бронепоездов, остальные были отправлены на хранение.

  • Мы мирные люди,но наш бронепоезд стоит на запасном пути… Советские легкие бронепоезда межвоенного периода


    В Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) бронепоезда (бепо) применялись чрезвычайно широко. К концу гражданской войны в строю насчитывалось 123 бронепоезда. Именно они рассматривались как одна из главных ударных сил РККА. Так, в официальной брошюре В. Муратова «Бронепоезда. Тактический очерк», опубликованной в 1921 году Отделом военной литературы при Реввоенсовете (РВС), в ряду боевых задач бронепоездов первым стояло — «Содействие наступлению или атаке своих войск: стремительным движением вперед врезаться глубоко в расположение противника, внезапным огневым нападением с близких дистанций сломить его сопротивление и, создавая тем моральный перелом, обеспечить успех…».

  • Бронепоезда в Китае. Часть 2. Под знаменем Гоминьдана


    С начала 20-х годов в Китае набирала силу партия Гоминьдан («Китайская Национальная народная партия»). Ее лидеры ставили перед собой цель завершения эры «милитаристов» — этаких независимых «удельных князей», подмявших под себя большинство китайских провинций, — и объединения Китая под своим собственным руководством. Для военного решения этих задач была создана Национальная Революционная армия (НРА). Уже с 1923 года НРА начала получать помощь из СССР, где ее рассматривали как противовес усиливавшемуся японскому военному присутствию в этом регионе. По западным данным, к 1925 году в Китае находилось более тысячи советских военных советников.

  • Железные драконы на просторах Поднебесной


    Начало XX века стало очередным переломным периодом в тысячелетней истории Китая. После революции 1911 года единая страна буквально распалась на отдельные провинции, правители которых в борьбе за влияние схватывались друг с другом в перманентных войнах. После ряда вооруженных конфликтов, получивших в истории название «войны милитаристов» (каждый местный правитель — тупан (toupan) — в обязательном порядке присваивал себе генеральское, а то и маршальское звание), территорию Китая поделили между собой несколько основных военно-политических группировок. К середине 20-х годов север страны контролировала маньчжурско-фэньтянская группировка маршала Чжан Цзолиня с примкнувшим к нему шаньдунским «милитаристом» Чжан Цзунчаном; центральный Китай — группировка генерала У Пейфу и примыкавшего к нему генерала Сунь Чуаньфана (приморские провинции); северо-запад — армии генерала Фэн Юйсяна; и, наконец, южный Китай был под контролем Гоминьдана с его Национально-революционной армией (НРА).

  • Сибирские импровизации на тему бронепоездов. Часть 4


    14 марта 1919 года на станции Оловянной партизанам удалось захватить семеновский бронепоезд «Станичник» (так незадолго до этого переименовали «Усмиритель»). Несколько революционно настроенных членов его команды установили связь с партизанами, в результате чего была спланирована операция по захвату бронепоезда и станции.
    14 марта в 2 часа дня «Станичник» покинул Оловянную и ушел в направлении станции Бурятской. Команда бронепоезда состояла из нескольких офицеров и сорока солдат. Заговорщики закрыли вагон с рядовыми, после чего ворвались в офицерский вагон и убили командира бронепоезда поручика Юматова, а еще трех офицеров ранили. Захваченный ими «Станичник» вернулся обратно на станцию Оловянную. Сюда уже вступили партизанские полки, разоружив находившийся здесь семеновский батальон и арестовав 18 офицеров, в том числе генерала и полковника.
    На следующий день прибывшие к станции подкрепления семеновцев смогли выбить партизан из Оловянной. Согласно другим источникам, партизаны сами оставили станцию, выполнив боевую задачу и вывезя оттуда до 2000 подвод со снарядами, патронами и всевозможным военным снаряжением. «Станичник» был ими разоружен — с него сняли 5 орудий и 7 станковых пулеметов.

  • Сибирские импровизации на тему бронепоездов. Часть 3


    Высадившиеся во Владивостоке интервенты сразу же озаботились бесперебойной работой Транссибирской магистрали, фактически захватив ее. В 1918 году было подписано соглашение «О надзоре над Сибирской железной дорогой и КВЖД», а также создан специальный Междусоюзный железнодорожный комитет, в который вошли представители России, Америки, Японии, Франции, Китая, Италии и Чехословакии. Первый пункт соглашения гласил: «Общее наблюдение за железными дорогами в указанных районах будет осуществлено особым междусоюзным комитетом, состоящим из представителей каждой союзной, в том числе и России, державы, имеющей военные силы в Сибири.

  • Сибирские импровизации на тему бронепоездов. Часть 2


    ...В декабре 1918 года в захваченной Перми колчаковцам достался еще один очень ценный трофей — «Первый морской бронепоезд имени В.И. Ленина». Этот бронепоезд был построен для Красной армии на Мотовилихинском заводе в ноябре 1918 года и выглядел настоящим линкором на фоне других импровизированных сибирских бронепоездов. Это и не удивительно, для его создания были разоружены и разбронированы бронепароходы Камской флотилии бронесудов — «Александр» и «Медведь».
    Бронепоезд состоял из бронированного паровоза (вероятно, пассажирский — серии «С»), оборудованного командирской бронебашней, бронированного тендера, двух бронированных площадок, созданных на базе четырехосных пульмановских вагонов, двух открытых контрольных двухосных железнодорожных платформ, груженных рельсами, двух классных пассажирских и четырех товарных вагонов. На вооружении бронепоезда имелось четыре 75-мм морских орудия, 16 станковых пулеметов типа «Максим» и ручное оружие по числу личного состава.

  • Сибирские импровизации на тему бронепоездов. Часть 1


    В годы Гражданской войны наиболее активные боевые действия с применением бронепоездов происходили на юге России и Украине, где имелась разветвленная сеть железных дорог и располагались крупные промышленные центры. Здесь на огромном пространстве от Вислы на западе до Волги на востоке сшибались в сражениях десятки спешно построенных бронированных составов.
    В Сибири, Забайкалье и Приморье количество воевавших бронепоездов было не так велико. Промышленных центров, способных строить бронированные крепости, здесь было меньше (так же как и самих железных дорог). По сути, эти регионы связывала воедино одна-единственная железнодорожная артерия — Транссиб (Транссибирская железнодорожная магистраль). Но от этого противостояние не стало менее ожесточенным. Наоборот, железная дорога, ее мосты, туннели и вокзалы приобрели стратегическое значение. Обе противоборствующие стороны стремились их захватить, а захватив, спешили задействовать составы отбитых друг у друга поездов и быстрым ударом отвоевать следующий участок «железки». В результате Транссибирская железнодорожная магистраль стала полем битвы между большевиками с одной стороны и белыми войсками с поддерживающими их иностранными интервентами с другой.

  • Польские бронепоезда 1918-1921 годов. Часть 2


    Весьма извилистым и запутанным был боевой путь другого польского бронепоезда — Р.Р.15, получившего внушительное имя «Groźny». Он был построен в январе 1919 года в варшавских железнодорожных мастерских и в своем изначальном виде представлял типичную польскую самоделку того периода, на которую у поляков хватало сил, материалов и квалификации. Конкретный состав «Groźny» на тот период точно неизвестен, по всей вероятности, в него входили блиндированные деревянные товарные вагоны — два с защитой из бетона, изготовленных в мастерских Новы Сонч, и несколько вагонов, защищенных просто мешками с песком.
    В начале советско-польской войны бронепоезд участвовал в боях к востоку от Ковеля. Из-за разрушения моста через реку Стоход у железнодорожного узла Киверцы (Волынь) поезд не смог продвинуться дальше на восток, и в дальнейшем использовался для патрулирования уже захваченной территории. Учитывая, что линия фронта продвигалась все дальше на восток, а сам импровизированный бронепоезд имел невысокую боевую ценность, в сентябре 1919 года он был расформирован. Его номер Р.Р.15 передали бепо «Paderewski», а название было унаследовано совершенно другим бронепоездом, первоначально известным как «Groźny-szeroki». Этот бепо был сформирован в июне 1919 года, из подвижного состава, захваченного поляками в Киверцах, который имел широкую российскую колею. Соответственно, бепо и получил в названии приставку — «szeroki» (широкий).

  • Стальной кулак Речи Посполитой. Польские бронепоезда 1918-1921 годов. Часть 1


    Независимое Польское государство, провозглашенное 6 октября 1918 года, образовалось на обломках трех великих империей — Российской, Германской и Австро-Венгерской. Однако гордые поляки были не прочь прирастить свою территорию за счет соседей. Заветной целью Юзефа Пилсудского, мечтавшего возродить могущество Речи Посполитой в границах 1772 года, была Украина. Подобные аппетиты имели под собой вполне материальную основу — к концу 1920 года Антанта отправила в Польшу около 1500 орудий, 2600 пулеметов, 300 тысяч винтовок, 290 аэропланов, броневики и танки. Мало того, во Франции из поляков была сформирована так называемая Армия Халлера (командующий — генерал Юзеф Халлер), численностью до 70000 солдат, которая весной 1919 года со всем снаряжением была передислоцирована в Польшу и уже с мая вступила в бои на советско-польском фронте.

  • Бронепоезда вооруженных сил юга России (ВСЮР). Часть 3


    В начале 1919 года ожесточенные бои продолжались. Зима не смогла кардинально повлиять на интенсивность боевых действий и не заставила солдат противоборствующих сторон отсиживаться на теплых зимних квартирах.
    С января в наступление перешел Южный фронт Красной Армии. Группировкой в составе 8-й, 9-й и 10-й армий, а также оперативной группы Кожевникова (которая вскоре, получив подкрепление, была переименована в 13-ю армию), большевики оттеснили Донскую Армию белых на 200-300 верст к югу. К февралю Красная Армия отодвинула левый фланг донской группировки белых к юго-восточной части Донецкого каменноугольного бассейна. На тот момент Добровольческий корпус насчитывал около 6 000 человек личного состава и пополнялся скудно. Переброска оружия, продовольствия и боеприпасов замедлилась, и белым не оставалось ничего иного, как задействовать имеющиеся на данном театре боевых действий четыре бронепоезда («Генерал Корнилов», «Вперед за Родину», «Офицер» и «Генерал Алексеев») в качестве подвижного резерва, быстро перебрасывая их на угрожаемые участки фронта.

  • Бронепоезда Вооруженных сил юга России (ВСЮР). Часть 2


    В первой половине октября, одновременно с наступлением РККА на Ставрополь, части Добровольческой армии начали наступление на Армавир. В этой боевой операции, на линии Ставрополь — Армавир, активную поддержку атакующей пехоте осуществляли бронепоезда: «1-й Бронированный», «Легкий №2» и «Единая Россия».
    На линии Кавказская — Ставрополь действовал бепо добровольцев «Вперед за Родину», который, поступив в распоряжение командира 2-й пехотной дивизии генерала Боровского, принимал активное участие в боях до 17 (30) ноября, когда, возвращаясь, как обычно, в Ставрополь для снабжения водой и топливом, бронепоезд, сойдя с рельс, потерпел крушение и сильно повредил свою материальную часть. Причиной аварии бепо «Вперед за Родину» была карьерная стрелка, кем-то переведенная в поле. После этого происшествия бронепоезд уже не сможет принимать участия в боях и будет отправлен для ремонта на станцию Тихорецкая.

  • Бронепоезда Вооруженных сил юга России (ВСЮР)


    «Бронепоезда имеют громадное моральное значение, как для своих войск, так и для противника. Работа их происходит на глазах всех участников боя и является тем пульсом, по которому судят об успехе или неудаче. Как только бронепоезд начинает отходить, в душу пехоты закрадывается сомнение. Слова: «бронепоезда отходят» обрекают операцию на данном участке на дальнейший неуспех. Обратно — смелое продвижение бронепоезда вперед поднимает дух пехоты, и она охотно двигается вперед» — из «Наставления для действий бронепоездов в бою», утвержденного 23 марта 1919 года Начальником Военного управления Добровольческой Армии генералом Лукомским.

  • Бронепоезда «красных». Часть 7


    В июле 1919 года, на протяжении всего Южного фронта от Ровно и до Кавказских гор, начинается большое наступление армий Вооруженных Сил Юга России. Целью этой грандиозной боевой операции являлась Москва. Белые генералы считали, что со взятием Москвы удастся кардинально переломить ход событий в свою сторону и в итоге одержать победу в войне.
    Изначально боевым частям ВСЮР не приходилось вести тяжелых боев, так как для поддержания контроля на всех занятых территориях большевикам не хватало людских ресурсов, а простой люд не особо горел желанием погибать «не знамо за что». Не пошла на пользу «сознательности» крестьян и начавшаяся политика военного коммунизма, когда под ее прикрытием порой проводился откровенный грабеж. К слову сказать, им частенько занимались и белые.

  • На фронтах Гражданской войны. Бронепоезда «красных». Часть 6


    Прошлое наше повествование о нижегородских типовых бронепоездах было бы неполным без упоминания о тяжелых бепо сормовской постройки.
    31-го января 1919 года Центральное броневое управление (Центробронь) было расформировано, а на его базе было создано Главное броневое управление (Главбронь).
    Основные задачи за новой организацией в принципе остались те же, что и за предшествующим ведомством: управление броневыми частями Красной Армии, техническое руководство изготовлением новой и восстановлением поврежденной боевой техники, наблюдение за использованием броневых частей в действующей армии, снабжение их броневым и автомобильным имуществом, руководство формированием броневых частей, подготовка кадров специалистов.
    Вскоре в начале марта вышло распоряжение о систематизации бронепоездного парка и делении бепо на три части — легкую №1, тяжелую №2 и часть обеспечения №3.

  • На фронтах Гражданской войны. Бронепоезда «красных». Часть 5


    Жарким июльским днем 1918 года на территорию завода «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде прибыл для ремонта «Минский коммунистический бронепоезд имени
    В.И. Ленина». Изрядно потрепанный во время предыдущих боев, этот Петроградский бепо нуждался в капитальном ремонте. Тогда еще никто и не догадывался, что с этим бронепоездом предприятию суждено будет перевернуть новую страницу своей истории, став флагманом по выпуску типовых ударных бронепоездов.
    Сормовский завод был основан в 1849 году, а уже в 1850 на этом предприятии было спущено на воду первое построенное судно — деревянный колесный пароход «Ласточка». Вскоре за ним последуют двухтрубный кабестан «Астрахань» и первый пароход с металлическим корпусом «Орел». В 1860 году, во время экономического кризиса, Нижегородскую машинную фабрику (так тогда называлось это предприятие — прим. авт.) приобретает отставной поручик Д.Е. Бенардаки. Умелый хозяйственник, Бенардаки подымает предприятие на новый уровень.

  • Бронепоезда "красных". Часть 4


    Какими бы преимуществами не обладали типовые «Донские» бронепоезда, главным их недостатком были незащищенность либо частичная защищенность артиллерийского расчета и отсутствие возможности ведения кругового артиллерийского огня, что негативно сказывалось на боевых возможностях бепо. Изучив опыт боевого применения первых бронепоездов, Управление бронесил Южного фронта пришло к единому мнению о необходимости постройки бронебашенных боевых составов. Заказ на изготовление таких бепо был выдан в мае 1919  г. Нижне-Днепровскому машиностроительному заводу, расположенному в селе Каменское Екатеринославской губернии.
    Обследовав ряд предприятий, расположенных в полосе Южного фронта, Броневой отдел Главначснаба советских войск Украины выбрал завод в Каменском ввиду наличия на его складах больших запасов высокосортной стали, а также подходящего для постройки бронепоездов производственно-технического оборудования. Постройкой Каменских типовых бронепоездов Командование Южного фронта уполномочило некоего Дзыбенко.

  • На фронтах Гражданской войны. Бронепоезда «красных». Часть 3


    В истории бронепоездов Гражданской войны особое место занимает оборона Царицына (ныне Волгоград). В этой военной кампании бепо сыграли существенную роль по обе стороны линии фронта. Именно здесь бронепоезда впервые применялись массово как в обороне, так и при наступлении — чему в немалой степени способствовала развитая сеть железных дорог западнее города, опираясь на которую, можно было маневрировать бепо, создавая бронепоездной кулак в нужное время, в нужном месте.
    С незапамятных времен междуречье рек Волга и Дон являлось центром пересечения водных и сухопутных торговых путей. Со второй половины XIX столетия Царицын становится крупнейшим торговым и промышленным узлом Нижнего Поволжья, который все сильнее связывает экономически центральную и южную части России, что в свою очередь положительно сказывается на значимости торговых путей между Волгой и Доном. В 1862 году, по Высочайшему повелению, в крае строят третью в России Волго-Донскую железную дорогу.

  • На фронтах Гражданской войны. Бронепоезда «красных». Часть 2


    Уже с началом первых боевых действий Гражданской войны стало ясно, что наспех построенные блиндированные поезда и бронелетучки порой были не в состоянии выполнить возложенные на них задачи ввиду примитивности своей конструкции. Фронту нужны были надежно защищенные бронепоезда, с рационально расположенным вооружением. Выход был один — строить типовые бронепоезда по разработанным чертежам, уйдя от их кустарного производства.

  • На фронтах Гражданской войны. Бронепоезда «красных». Часть 1


    Гражданская война в России явилась, по сути, кульминацией в истории бронепоездов. Именно в период этого вооруженного конфликта бронированные составы, как никогда ранее, использовались с максимальной интенсивностью всеми его сторонами. Бепо использовали не только «белые» и «красные», но и многочисленные национальные формирования, возникшие в разных частях страны, а также интервенты. Причиной тому послужила потребность в мощном, мобильном средстве огневой поддержки своих частей на бескрайних просторах бывшей империи, на фронтах фактически без линии фронта. Эти же бескрайние просторы и полное отсутствие развитой сети дорог приковали враждующие стороны к железнодорожным магистралям, в районе которых в основном и велись сражения.

  • В одном строю. «Заамурец» — история одного бронированного мотовагона


    В сегодняшнем повествовании речь пойдет о первом и последнем мотоброневагоне царской армии. Построенному для борьбы с внешним врагом, волею судьбы ему была уготована другая роль — роль активного участника Гражданской войны в России. История боевого пути «Заамурца» и по сей день имеет множество «белых пятен». Пройдя в боях сквозь всю страну, переходя из рук в руки разным сторонам конфликта, мотоброневагон в итоге окажется в Китае, где навсегда и затеряется его след. Но обо всем по порядку.

  • В одном строю. Первые бронедрезины


    Уже исходя из первого опыта боевого применения бронепоездов Русской армией стала очевидной необходимость их дополнения менее габаритным мобильным бронированным средством на железнодорожном ходу, назначением которого была бы разведка и осмотр железнодорожного полотна, а также поддержка бепо в бою. Как нельзя лучше для этих целей подходили обычные моторные дрезины, обшитые листами брони и вооруженные одним или несколькими пулеметами в бронированных башнях. Такая бронедрезина могла быть подцеплена к бронепоезду и использоваться в его составе как обычная бронеплощадка, а при необходимости и действовать самостоятельно.

  • Для решения разных задач. Часть 2


    Великобритания, как и Франция, строила большие пушки на железнодорожном ходу, но никак не бронепоезда. Исключением были блиндированные составы, несшие службу в колониальной Африке. Там с началом Первой мировой войны также начались боевые действия.
    В качестве одной из главных задач в войне страны Антанты ставили захват африканских колоний Германии — Того, Камеруна, Восточной и Юго-Западной Африки. Все они были недавно приобретены Германией и слабо защищены. Ввиду полного господства Британского флота на море, с началом войны германские колонии оказались отрезанными от метрополии и не могли получать оттуда подкреплений и боеприпасов. Кроме того, они были со всех сторон окружены колониями, принадлежавшими их противникам — странам Антанты.

  • Для решения разных задач. Часть 1


    Первая мировая война послужила мощным толчком для развития новых видов вооружения. На полях сражений во весь голос заговорили пулеметы. В небе, с появлением самолетов, начали разворачиваться свои воздушные баталии.
    Не вызывавшие особой симпатии у военного командования ведущих держав танки вскоре стали восприниматься буквально как панацея для сторон конфликта, погрязших в позиционной войне.
    Все эти новшества, вместе с колоссальным насыщением фронтов орудиями разных калибров, а также новыми тактическими приемами ведения боя, вынудили инженеров строить бронепоезда, отвечающие конкретным боевым задачам. Так в Италии появляются поезда береговой обороны и зенитные бепо. Франция, равно как Великобритания и США, увлекается тяжелыми орудиями на железнодорожных платформах. А Германия и Бельгия строят бронепоезда поддержки пехоты, подобные русским и австрийским бепо.
    В этой статье мы и рассмотрим все это разнообразие «стальных исполинов», выясним причины их появления и исчезновения на Западном и Южном фронтах Великой войны.

  • За веру, царя и Отечество. Часть 2.


    5-го марта 1915 года, после 117-дневной осады русскими войсками крепости Перемышль, австрийский гарнизон сдался. Завершилась крупнейшая за всю историю Первой мировой войны осада. По улицам укрытого весенним туманом и сыростью поверженного бастиона брели колонны солдат двух враждующих сторон. Одни покорно шли в плен, другие занимали город.

  • Первые серийные


    Знойным летним днем 13-го августа 1915 года, в районе станции Манфальконе, на земле лежали солдаты: захлебнувшаяся атака австро-венгерской пехоты превратилась в ее избиение итальянцами. Сдвинуться с места солдатам империи Франца-Иосифа мешал ураганный огонь пулеметов противника. Но плачевную ситуацию переломил внезапно налетевший на позиции «макаронников» австрийский бронепоезд Panzerzüg №II. Своим огнем он буквально стер с лица земли передовые дозоры врага и, пользуясь внезапностью и замешательством в стане итальянцев, стреляя из единственного орудия и восьми пулеметов, нанес существенные потери противнику. После чего бронированный состав благополучно скрылся в горном тоннеле от ответного артиллерийского огня неприятеля.
    А австрийская пехота спокойно отошла на свои позиции.

  • За веру, царя и Отечество


    Бронепоезд 9-го железнодорожного батальона уже имел черты, присущие в дальнейшем большинству бронированных составов. Состоявший из двух пулеметных и одного артиллерийского вагонов, он не походил на своих западных предшественников — блиндированные поезда. Главным отличием служили установленные 76-мм полевая пушка в открытой сверху башне на поворотной платформе и двенадцать пулеметов, огонь из которых по противнику вели не доставляемые к месту боя солдаты, а специально обученная и принимавшая непосредственное участие в постройке бронепоезда команда. В дальнейшем бронепоезд был усилен путем добавления в его состав еще одной артиллерийской площадки.

  • Стальные исполины. Начало большого пути


    За всю историю существования нашей цивилизации любое значимое изобретение — придуманное для облегчения труда, равно как и жизни человека — неминуемо вело к порождению последним его же антипода. Созданное для охоты и разделывания пищи колюще-режущее оружие наши предки с невиданным успехом начали применять в межплеменных войнах, истребляя себе подобных. Огнем, который ранее использовался только для приготовления пищи, человек быстро научился сжигать постройки врага. Колесо, изначально задуманное нами для облегчения жизни, вскоре было поставлено на путь ее укорачивания в виде простой телеги, превращенной в ощетинившуюся копьями боевую колесницу. Все тот же огонь, в сочетании с придуманным порохом, дал старт новому виду оружия — огнестрельному.