Архив номеров НиТ

Модельная мастерская

  • Пластическая операция для полуторки


    Думаю, все со мною согласятся, что ГАЗ АА, «полуторка», как его называли — это символ советского автопрома 30-х годов. Никакой другой автомобиль тех лет не может сравниться с ней по распространенности и популярности у водителей, ценивших ее за безотказность и неприхотливость.
    ГАЗ АА «полуторка» являлась лицензионной копией американского грузовика FORD-AA образца 1929 года. Хотя сам Генри Форд, будучи изрядным антисоветчиком, совсем не рвался чем-либо помочь большевикам, но разразившийся мировой экономический кризис сделал его более сговорчивым. В результате весной 1929 года был подписан договор, по которому СССР не только приобретал лицензию на производство фордовского грузовика, но и закупал оборудование для целого завода по его конвейерному производству. Первые советские грузовики собрали в феврале 1930 года на заводе «Гудок Октября», в пригороде Нижнего Новгорода — Канавино, из комплектов американских деталей.

  • БРДМ


    В середине 50-х годов появилась настоятельная необходимость оснастить разведывательные группы частей сухопутных войск Советской Армии высокоподвижной плавающей машиной, обладающей гораздо более высокой проходимостью, чем стоявший в то время на вооружении легкий бронетранспортер БТР-40. Исходя из этого перед конструкторами была поставлена задача по созданию новой мобильной бронемашины, которая должна была уверенно плавать при высоте волн до 0,5 м, а на суше преодолевать сложные препятствия, в том числе и траншеи шириной до 1,2 м.
    Решение этой задачи было поручено коллективу ОКБ Горьковского автомобильного завода под руководством ведущего конструктора В.К. Рубцова (ранее спроектировавшего БТР-40), который с конца 1954 года и начал работы над новой «бронированной разведывательно-дозорной машиной». Первоначально конструкторы попытались просто сделать плавающую модификацию легкого бронетранспортера БТР-40, которым были вооружены разведывательные батальоны соединений Советской Армии. Но в ходе работ стало очевидно, что ограничиться простой модификацией уже существующего изделия не удастся, поэтому была разработана совершенно новая конструкция.

  • Египетская САУ Т-34-100


    Не секрет, что танки Т-34/85 очень широко применялись в ходе многочисленных военных конфликтов между Израилем и арабскими странами (Египтом и Сирией).
    На вооружение армии Египта Т-34 начали поступать уже в 1953 году. До войны 1956 года (так называемая вторая арабо-израильская война) сюда успели доставить около 230 танков, в основном лицензионных машин производства ЧССР. Но значительная часть этих «тридцатьчетверок» была уничтожена в ходе боевых действий в октябре-ноябре 1956 года.
    После войны поставки советского вооружения в рамках «братской помощи арабскому народу» продолжились. Только за оставшиеся несколько месяцев 1956 года, для восстановления боеспособности египетских бронетанковых войск, из ЧССР успели прислать 120 танков. Следующая крупная партия Т-34 поступила в Египет в 1962-63 годах, а еще 130 танков — в 1965-67 годах.
    В ходе третьей арабо-израильской войны 1967 года (так называемая «шестидневная война») «тридцатьчетверки» вместе с успевшими попасть в Египет новыми советскими Т-54 составляли основу арабских танковых частей. Однако арабы опять потерпели сокрушительное поражение — Израиль захватил Голландские высоты, западный берег реки Иордан, Синайский полуостров и сектор Газа. Платой за поражение, в том числе, стали и 250 танков Т-34/85, подбитых и захваченных израильскими войсками на Синайском полуострове.

  • Инструменты и материалы стендового моделиста


    Для выполнения основных работ моделисту хватит и небольшого набора инструментов. Для начала вполне достаточно надфилей, пинцета и ножа, но по мере накопления опыта и укрепления в своем хобби, постепенно и неуклонно в хозяйстве моделиста прибавляется все больше и больше различных инструментов. Многие из них могут оказаться востребованными только для очень специфических работ, как, например, для работы с фототравлеными деталями или деталями из эпоксидной смолы. Но, конечно же, все моделисты считают, что у них имеются только самые необходимые инструменты.
    Итак, что же может оказаться полезным моделисту? Без каких «дополнений» работа моделиста была бы очень трудоемкой, а в некоторых случаях и вообще невозможной?

  • Укрощенная «Пантера»


    Давно хотел собрать «ПАНТЕРУ». Но отсутствие какой-нибудь интересной идеи с обыгрыванием танка на подставке отодвигало сборку на неопределенный срок.
    Скажу честно, что являюсь противником того, чтобы собрать модель и поставить ее в шкафчик на полку пылиться. Нет, модель должна быть еще и надлежащим образом оформлена.
    Во-первых, любая миниатюра — будь то фигурка солдатика, танк, самолет или корабль — должна быть защищена от влияния внешних факторов. А именно: пыли и неосторожного или, вернее сказать, нечаянного прикосновения. К примеру, потянулись за книгой и ненароком задели локтем ваш несчастный танк, скинув его с полки, или еще ужаснее — уронили книгу на самолетик, который собирали два месяца. А бывает так: когда приходят гости, вы, естественно, желаете, как и любой другой человек, созидающий своими руками что-либо, показать им свое творение. А оно — это самое творение — уже изрядно покрылось пылью, и начинается усиленное сдувание той самой пыли. Вот чтобы всего этого не случилось — любая модель должна быть защищена прозрачным куполом.
    И, во-вторых (я думаю, многие со мной согласятся), просто собранный и окрашенный танк выглядит как-то скучно. К примеру, модель танка в белой зимней окраске, одиноко стоящая на книжной полке, смотрится там намного хуже, чем танк, установленный на подставку, да еще и с имитацией ландшафта. А если рядом поставить фигурки солдатов или танкистов, так модель совсем «заиграет». Зрителю сразу откроется масштаб танка в сравнении с фигурой человека, а привязка местности покажет, в каких условиях эксплуатировалась боевая машина.
    Эти вышесказанные правила можно смело относить к моделям самолетов и кораблей. Хотя там есть свои определенные условия. Но это уже совсем другая история.

  • Сага про Диану


    В 1992 году голландский художник по рекламе Peter van Stigt проектировал эмблему для 323 эскадрильи, используя облик богини Дианы, которая была символом эскадрильи. Его Диана была намного привлекательней, чем на знаках отличия эскадрильи.

    В 1996 году Питеру дали возможность проектировать праздничную схему для нанесения на киль одного из F-16 в честь 45-ой годовщины 312 эскадрильи, базируемой на авиабазе Volkel. Собака «Bonzo» была нарисована на F-16A с бортовым номером J-879.
    Все детали авторского права были учтены и проект был принят без колебания Главным штабом ВВС. Этот самолет с хвостом «Bonzo» пролетал в течение почти двух лет.
    В январе 1998 года, когда 323 эскадрилья готовилась праздновать свою 50-ую годовщину, пара механиков эскадрильи «заимствовала» проект богини Дианы, разработанный Peter van Stigt, для раскраски F-16 с бортовым номером J-877. Эта схема просуществовала всего один день. Главный штаб ВВС посчитал этот проект слишком колоритным, и рисунок был удален с самолета.

  • Инструменты и материалы стендового моделиста. Часть 3


    Вопреки существующим представлениям, аэрограф не является каким-то новым изобретением, его запатентовал Чарльз Л. Будик еще в 1893 году. Сопло было изготовлено из платины, а сосуд для краски был размещен в корпусе аэрографа. Различают два типа аэрографов: одинарного и двойного действия (Single action и Double action). Аэрограф одинарного действия является простейшим типом аэрографа. Его спуск можно только надавливать, регулируя, таким образом, объем подаваемой краски. Аэрограф двойного действия более совершенен, его спуск можно как надавливать (вверх-вниз), так и перемещать вперед-назад, при этом кроме количества подаваемой краски, можно регулировать количество подаваемого для смешения с ней воздуха. Для питания аэрографа воздухом используется либо компрессор, либо баллон со сжатым воздухом.

  • Инструменты и материалы стендового моделиста. Часть 2


    В первую очередь это модельные клеи для пластика. Модельные клеи выпускаются многими фирмами, и их выбор — это вопрос личных предпочтений. Вообще-то клеи всех производителей похожи друг на друга.
    Градация клеев производится не только по производителям, но и по их консистенции. Бывают обычные клеи, жидкие и супержидкие. Например, супержидкий клей фирмы Tamiya походит по своей вязкости на воду и благодаря этому прекрасно затекает во все щели.
    В последнее время наиболее распространенная упаковка клея — это баночка с иглой. Такая упаковка дает возможность накладывать клей практичным и безопасным способом. Сохранились и баночки клея с кисточкой. Она менее практична, чем упаковка с иглой, но также вполне хороша.
    Другой тип клея — универсальные цианакриловые клеи, так называемые «секундные» клеи. Они требуют большого внимания во время склеивания, так как высыхают в течение нескольких секунд. Существует два вида цианакрилового клея — обычный и гель (густой), последний сохнет медленнее, что дает моделисту какое-то время для корректировки положения склеиваемых деталей. Эти клеи могут также использоваться в качестве шпаклевки, их преимущество перед обычной шпаклевкой — относительно быстрое высыхание. Если обычную шпаклевку можно шлифовать только через несколько часов, а лучше на следующий день, то «цианакриловую» уже через 20-30 минут.

  • Танк победы на полке


    Появлением первого миниатюрного «Танка Победы»  — ИС-3 — мы обязаны украинской фирме «Роден», которая в 90-х годах прошлого века выпустила сборную пластиковую модель ИС-3 в «самолетном» масштабе  — 1:72.
    В настоящем танковом масштабе 1:35 модель ИС-3 пришлось ждать еще несколько лет, и появилась она в 1996 году на другом краю света. Озаботилась этим японская фирма «Tamiya», широко известная своими высококачественными моделями бронетехники. Обе модели — и роденовская, и тамиевская — представляли ранний вариант ИС-3. Такие машины в сентябре 1945 года прошли маршем по Унтер-ден-Линден на параде союзников в Берлине по случаю окончания Второй мировой войны.
    Но, как известно, семейство ИС-3 не ограничивалось лишь одной ранней модификацией (см. «НиТ» 2009, №5,6). Машина постоянно улучшалась, была даже утверждена специальная программа УКН (устранение технических недостатков), что привело к появлению модернизированного танка, получившего индекс ИС-3М. На нем для повышения жесткости корпуса усилили подбашенный лист и кронштейны крепления двигателя, значительно усовершенствовали трансмиссию, установили более современное радиооборудование и т.п. В результате всех этих нововведений масса танка возросла до 48,8 т. Внешне ИС-3М отличался от предшественника дополнительной фарой, установленной на правой стороне лобовой части корпуса, масляным баком на правом брызговике, измененной конструкцией бортовых ящиков ЗИП, а также гусеничной лентой послевоенного образца с траками несколько иной конструкции.